Будучи подростком, Николай Чайковский как-то подколол младшего «братца Петрушу»: мол, «бабское занятие» себе выбрал - на фортепьянах бренчать. И получил нервный ответ: «С Глинкой мне, может, и не сравняться, но увидишь, что будешь гордиться родством со мной». Предполагал ли юный Ильич, каким эхом отзовутся в истории его опрометчивые слова? Вряд ли. Тем не менее сейчас многие иностранцы, даже самые дубовые, узнав, что их случайный собеседник родом из России, выдают примерно следующее: «А, знаю, вы по праздникам смотрите балет про лебедей!» Конечно, упаси нас бог от таких праздников, когда по всем каналам транслируют «Лебединое озеро», однако суть схвачена верно - почти для всех русская классическая музыка исчерпывается именно «братцем Петрушей», куда уж тут хотя бы и Глинке!
Стеклянный аккорд
А ведь поначалу никаких особенных талантов за ним никто не углядел. Это уже потом, задним числом, братья и сёстры, и вправду «гордясь родством», вспоминали кое-какие моменты, свидетельствующие о раннем развитии у Пети музыкальности. Так, например, брат Модест неоднократно рассказывал об их общей няне мадемуазель Фанни: «Она мало обращала внимания на Петину тягу к музыке, такой будущности для него не хотела и потому отнюдь не поощряла его таланта. Иногда даже пугалась. Петя часто жаловался на то, что музыка осталась у него в голове и не даёт ему покоя, чем весьма всех волновал». И кто знает, как бы могла повернуться судьба будущего великого русского композитора, если бы не случайное членовредительство. Как-то раз после урока музыки Петя в течение целого дня продолжал наигрывать пальцами на чём попало. А попало тогда оконное стекло. Оно не выдержало вдохновенного allegro юного творца, лопнуло и сильно поранило Чайковскому руку. Лишь после этого родители сочли, что развитие способностей не стоит пускать на кровопролитный самотёк, и выписали сыну учительницу музыки.
Бездарный чиновник
Обычно после подобного пассажа следует что-то вроде: «С тех пор его музыкальная карьера развивалась стремительно». Обычно, но не в данном случае. Даже учительница музыки, отмечая, что её воспитанник недурно выучился играть на фортепьяно и флейте, была уверена, что Чайковский так и останется дилетантом в лучшем смысле этого слова. Её убеждение разделяли и родители, отдавшие отпрыска в Петербургское училище правоведения. Окончил он курс 19 лет от роду, получил гражданский чин IX класса, то есть титулярного советника, и был определён в Департамент юстиции. Как он там служил - бог весть. В официозных биографиях расплывчато упоминают, что спустя 4 года службы Чайковский решил окончательно посвятить себя музыке и покинул государственный пост.
Страсть Чайковского отразилась в его музыке - чрезвычайно мелодичной, нежной и даже женственной, что и послужило небывалой популярности композитора. Ведь он, по сути, сильно опоздал - Вагнер ещё до него шагнул в искусстве композиции гораздо дальше, выведя на сцену брутальных арийских героев с соответствующими новыми, взрывными мелодическими ходами. Чайковский же ничего нового не придумал - он только завершил эпоху романтизма, правда, завершил мастерски, создав прямо-таки шедевры трагической романтики. Его покровитель Николай Рубинштейн немало потешался над тем, что «у Петруши всегда глаза на мокром месте». И зря потешался. До сих пор в России, если хотят сделать композитору комплимент, говорят: «Очень хорошая музыка. Когда я её слышу, всегда плАчу». Западные же критики о музыке Чайковского говорят иначе: «Здесь очень много отказа и щемящей тоски. Если вы способны жить в мире подобных чувств, это ваш выбор. Однако нормальный человек такого долго выдержать не может». Видимо, не выдержал и Чайковский - обстоятельства его смерти хоть и темны, но нельзя исключать и подобного душевного срыва. Закономерно и то, что его музыка до сих пор чётко ассоциируется с Россией. Считается, что у нашей страны женская душа. Адекватно выразить её удалось лишь страдающему и плачущему Чайковскому.
Константин Кудряшов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1