«Вчера вечером слушал радио. Поймал Москву. Пела русская баба. Пела по-нашему, по-волжскому. И голос сам деревенский. Песня окончилась, я только тогда заметил, что реву белугой. И вдруг рванула озорная саратовская гармошка, и понеслись саратовские припевки.
Всё детство передо мной встало. Объявили, что исполняла Лидия Русланова. Кто она? Крестьянка, наверное. Талантливая. Уж очень правдиво пела. Если знаешь её, передай от меня большое русское спасибо». Федор Шаляпин в письме к Александру Менделевичу. Лидия Русланова (Агафья Лейкина) родилась 27 октября 1900 года в
селе Чернавка в Саратовской губернии. В небогатой староверческой семье она была старшим ребенком. Кроме нее в семье было еще двое детей. Многочисленная семья Лейкиных осталась без отца после того, как его забрали на Русско-японскую войну, и его жена осталась без помощи и поддержки с тремя маленькими детьми. Именно поэтому первыми песнями, которые услышала маленькая пятилетняя Агафья,
были причитания и плач, когда отца девочки забирали в солдаты. Бабушка, изо всех сил цепляясь за телегу, на которой уезжал Андрей Лейкин на войну, так громко голосила, что девочку это поразило. Впоследствии она часто упрашивала бабушку: «Поплачь, баба, по тятеньке!». Бабушка причитала: «На кого же ты нас, сокол ясный, покинул?». От этих слов у девочки на глазах выступали слезы. Отец
Агафьи впоследствии пропал без вести. Чтобы прокормить детей, мама устроилась на саратовский завод, отправив Агафью к другой бабушке и брату отца дяде Яше. Будучи взрослой, Лидия Русланова отзывалась о нем как о «самородке высокой пробы». Талант дяди Яши состоял в том, что он знал бесчисленное множество песен, и умел импровизировать. Память его племянницы была необычайно цепкой и Агафья быстро все запоминала. Дядя Яша также привил девочке тягу к импровизации
и горячую любовь к русской народной песне. Когда он начинал петь, Агафья старалась подойти как можно ближе. Она была очень любопытной и стремилась понять – как появляются песни, из-за которых окружающие радуются, пляшут, плачут и грустят. Позже Лидия Русланова писала: «В деревне пели от души, свято веря в особую, надземную жизнь и заплачек, и песен радости». Тем временем мать Агафьи из-за тяжелого труда на саратовском заводе почувствовала сильное недомогание, и вернулась домой в село. Она тяжело заболела и не поднималась с
постели. Чтобы как-то развеселить мать и помочь ей выздороветь, Агафья притворялась, что их русская печь – это огромная сцена. На этой «сцене» девочка исполняла все песни, которые запомнила. Мама в ответ часто улыбалась, слушая дочь, но ей так и не удалось оправиться от болезни. Она умерла, и ответственность за ведение хозяйства легла на плечи Агафьи, а также ее слепой бабушки. Чтобы выжить, им вместе приходилось ходить по окрестностям и выпрашивать деньги, исполняя христианские песни. Вскоре бабушка умерла, и Агафья, чтобы прокормить себя и других детей, продолжала ходить одна с тяжелой
сумкой и пела песни. Когда ей исполнилось восемь лет, обеспеченная вдова погибшего на войне чиновника пристроила ее в саратовский приют при Киновийской церкви. Для того, чтобы попасть в приют, будущей певице пришлось из Агафьи Лейкиной превратиться в Лидию Русланову. Крестьянских детей в такие приюты не брали, а имя и фамилия девочки ярко указывали на ее происхождение. В приюте Лидия окончила три класса церковноприходской школы, и ее сиротское существование разительно отличалось от предыдущей жизни. Привыкнуть к новой
жизни девочке помогало пение. Няня в приюте пела так проникновенно, что ее песни навсегда остались в памяти Лидии. Кроме того, приют был знаменит своим детским церковным хором, и сразу после принятия девочка стала в нем солисткой. Благодаря школе хорового пения манера исполнения Лидии приобрела самобытность, и вскоре ее выступления на праздниках и похоронах сделали ее известной в Саратове. Вот как описывал свои впечатления от выступления Лидии Руслановой в 1908 году драматург и сценарист Иосиф Прут: «В полной тишине величественного храма, на угасающем фоне взрослого хора возник голос. Его звучание всё нарастало, ни на мгновение не теряя своей первоприродной чистоты. И мне показалось, что никто — и я в том числе — не дышал в этой массе народа. А голос звучал всё сильнее, и
было в нём что-то мистическое, нечто такое непонятное… И я испугался,
соприкоснувшись с этим волшебством, задрожал, услышав шёпот стоявшей рядом монашки: «Ангел! Ангел небесный!..». Голос стал затихать, исчезая, он растворился под куполом храма, растаял так же неожиданно, как и возник». Вскоре выяснилось, что пропавший без вести отец Лидии был на самом деле жив, но потерял ногу, и просил возле храма подаяние. Лидия узнала отца около храма, но притворилась, что его не знает, так как при наличии кормильца ее могли отчислить из приюта. Андрей Лейкин после возвращения с фронта вскоре женился,
но детей к себе не забрал, так как не мог их прокормить. В конце следующей зимы он простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в больнице для нищих. В приюте проявился не только певческий, но и артистический талант Руслановой. Во время уроков рукоделия, которое ей не давалось, подружки выполняли за неё урок,
чтобы послушать сочинённые Руслановой истории, по ходу которых кто-нибудь из персонажей ее рассказов обязательно должен был петь. После приюта девушка стала учиться на мебельной фабрике. Лидия была рада наступившей свободе и самостоятельности. Вид фабричных деталей приводил ее в восторг. Кроме этого ее радовало и то, что девушки, работавшие на фабрике, любили петь. Именно здесь Лидия впервые
услышала городские романсы и народные баллады. Во время учебы на фабрике Лидия поняла, что ее призвание – исполнение народных песен. Когда Лидии говорили, что от нее слишком пахнет лаком для дерева, она отвечала: «Вот я вам сейчас запою, и запахнет полем, цветами». Первый концерт Лидии Руслановой состоялся, когда ей было 16 лет. Лидия выступила перед депутатами Саратова на сцене городского оперного театра. Впоследствии Лидия вспоминала, как после завершения концерта она спросила: «Ну, а теперь что делать?», - получила она ответ от слушателей: «Да все сызнова начинай!». Успех очень воодушевил Русланову, и она продолжила свои выступления. Через некоторое время слухи о выдающихся вокальных данных Руслановой дошли до педагога Саратовской консерватории М.Медведева. Однако Русланова поспешила покинуть консерваторию после того, как узнала, что Медведев
хочет сделать из нее оперную певицу. Русланова понимала, что академическая манера исполнения ей не близка, и осознавала, что сила ее исполнения заключается в естественности и непосредственности. В 1916 году Лидия Русланова отправилась на фронт, где в течение года работала медсестрой на санитарном поезде. Лидия пела для раненых и солдат, которым предстояло идти на фронт. После октябрьской революции Русланова гастролировала по стране. В 1917 году
состоялся концерт Руслановой в Саратовском оперном театре. Впоследствии Лидия так описывала свои ощущения: «Лет в семнадцать я была уже опытной певицей, ничего не боялась — ни сцены, ни публики». Вскоре Лидия вышла замуж и родила сына, но в 1918 году муж ее бросил и забрал с собой сына. Некоторое время спустя Лидия предпринимала попытки разузнать что-либо о судьбе своего ребенка,
но все они были безуспешными. Много лет спустя Русланова говорила, что она бы с радостью променяла весь свой талант, славу и богатство на то, чтобы хотя бы на одну минуту прикоснуться к родному сыну. В годы гражданской войны Лидия Русланова постоянно давала концерты для бойцов Красной Армии. Певица всегда выступала в крестьянской одежде, на ее голове был повязан платок, на ноги были надеты лапти, а на плечи была надета душегрейка. После выступления Русланова
величественно кланялась и медленно уходила со сцены. Слушатели стали называть ее «Саратовской птицей». В это время Лидия начала собирать библиотеку, постоянно пополняя ее множеством книг. Впоследствии певица рассказывала: «Шла гражданская война, когда мы с мужем стали собирать библиотеку. Торговля книгами
велась в те годы не совсем обычно. Букинисты, студенты, архитекторы, врачи — люди самых различных профессий выносили на Моховую улицу в Москве книги. Здесь можно было встретить библиографические редкости и лубочные издания, классиков русской и мировой литературы, альбомы с видами и фотографии всех 499 членов Государственной думы в роскошной папке, с биографиями. Случайно мне тогда удалось приобрести журнал «Современник», издававшийся Пушкиным, с автографом поэта, а также прижизненное издание «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева». В 1919 году Лидия вышла замуж за Наума Наумина, который являлся сотрудником ВЧК. Свадьба прошла в Виннице, а через десять лет последовал развод. В 1929 году певица снова вышла замуж, и на этот раз ее избранником стал конферансье Михаил Гаркави. Внешне он был неуклюж, весил 120
килограммов, однако в глазах Руслановой он обладал достоинствами,
перекрывавшими недостатки. Михаил Гаркави отличался жизнерадостным характером, остроумием и эрудированностью, пользовался у артистов уважением. Когда в их доме собирались большие дружеские компании, то всех охватывали веселье и непринужденность. Певица очень любила принимать гостей, всегда старалась вкусно
и обильно их накормить. В 1921 году Русланова начала выступать в Москве, а через некоторое время состоялся ее дебют в качестве профессиональной эстрадной артистки в театре под названием «Скоморохи». Концерты Лидии пользовались небывалым успехом, и ее пригласили в качестве солистки в Центральный красноармейский дом. В это время окончательно сформировались ее стиль исполнения, сценическое поведение и подбор нарядов. Певица была легкой на
подъем, энергичной и неутомимой. До 1930-х годов она успела побывать на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири. Редко какой артист того времени мог похвастаться таким богатым и разнообразным концертным маршрутом. Если в городе появлялась афиша с ее участием в концерте, то горожане сразу выстраивались в очередь за билетами. Не успевал конферансье выговорить имя певицы, как гром аплодисментов
и восторженных восклицаний наполнял зал. По словам Леонида Утесова, имя певицы из собственного превратилось в нарицательное: «Русланова – это русская песня». В 1939 году во время Советско-финской войны Лидия Русланова вместе с концертной бригадой отправилась на фронт. Она не боялась выступать в 30-градусный мороз, пела в любых условиях - стоя на танке, санях и дрезине. За 28 дней артисты выступили около 100 раз. Домики из фанеры, которые не успевали прогреться
походными печками, были такими холодными, что артисты не расставались с ватниками ни днем, ни ночью. Артистам приходилось спать в одежде. Чтобы хоть как-то поддержать дух бригады в таких условиях, люди развлекались игрой под названием «ночлежный дом», когда каждый артист получал какое-либо характерное прозвище. Русланову называли «Лидочкой-стрептоцидом» из-за того, что она
постоянно принимала это лекарство, чтобы не простудиться. В годы Великой Отечественной войны Русланова регулярно выезжала на фронт в составе концертной бригады, в которой кроме нее были Владимир Хенкин, Игнатий Гедройц, Михаил Гаркави и другие артисты. Певица вспоминала: «Боевое крещение приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала
земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца». Артисты за время своей работы на фронте не отменили ни одного концерта. Часто бригаде приходилось выступать в госпиталях, землянках и под открытым небом. До войны Руслановой удалось заработать средства, которые она отдала во время войны на
производство двух батарей «Катюш», впоследствии отправленных на Первый белорусский фронт. Лидия всегда стремилась поддержать боевой дух солдат. Многие из них впоследствии вспоминали, что после шуток и смешных рассказов Лидии все бойцы «стонали от смеха». Русланова умела по-настоящему сопереживать. Люди
тянулись к ней. Выслушав рассказ о проблемах человека, Лидия всегда стремилась найти выход из сложившейся ситуации. Слава Лидии быстро разлетелась по фронтам. Однажды на фронте Лидия увидела, как солдаты собрались у потрепанного патефона, слушая ее песни. Она подошла поближе и спросила, кто это поет. Солдаты с удивлением ответили: «Экая ты темнота, Русланову не знаешь». Лидия назвала свою
фамилию, но над ней начали смеяться. Тогда певица выключила пластинку и запела песню «Липа вековая…». Солдаты долго перед ней извинялись. В другой раз командование попросило Лидию Русланову спеть на походной радиостанции, и усиленное громкоговорителем пение Руслановой доносилось до противоположной стороны фронта. Немецкие войска прекратили обстреливать позиции русских солдат, и пока Русланова выступала, было проведено перестроение позиций русских войск, которое требовалась для наступления. За этот трехчасовой безостановочный концерт Лидия Русланова была награждена орденом Красной Звезды. Однажды под Вязьмой к Руслановой в землянку пришли трое солдат, которые попросили певицу спеть им перед разведывательным походом. В нем один из этих солдат был ранен.
Когда его принесли, он метался в беспамятстве и постоянно звал маму. Русланова присела рядом и запела колыбельную песню «Зыбка», после чего солдат затих. После этого Лидия ничего не знала о судьбе солдата, но однажды, когда ее бригада выступала на другом фронтовом участке, к певице подбежал боец в гимнастерке, на груди которого была Золотая Звезда, и воскликнул: «Мама! Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал». Лидия Русланова тогда спросила: «У тебя есть мать?» «Есть, только она в деревне», - ответил солдат, не заметив,
что Русланова погрустнела. В третий раз они встретились в районе Сухиничей, где этот солдат снова был ранен. Позже, на концерте, посвященном победе, во время исполнения песни «Степь широкая» Лидия заметила, как кто-то расталкивал толпу людей. Подойдя ближе, этот человек бросился к Руслановой, и она снова узнала того бойца. Он стал офицером, получил множество орденов. Певица подняла его
руку и громко сказала: «Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в победу. И он дошел до Берлина. Он победил». Весной 1945 года Лидия прибыла в Берлин, в котором все еще продолжались бои. На просьбу одного из офицеров о том, что ей нужно лечь, чтобы не быть убитой, Русланова воскликнула: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!». 2 мая 1945 года в Берлине Лидия Русланова совместно с казачьим ансамблем дала концерт у стен рейхстага, продолжавшийся до глубокой ночи. Один из участников ансамбля так описывал свои
впечатления: «Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни — кто сибирские, кто про Волгу-матушку…». Чаще всего Руслановой солдаты заказывали песню «Валенки». Для исполнения этой песни певица чаще всего использовала двух гармонистов, однако у Рейхстага ей этого показалось мало. На
глаза Лидии Руслановой попался немецкий аккордеон, а среди солдат находился выпускник московской консерватории. Русланова сказала ему: «Ты, милок, сыпь больше мелких ноток, озоруй, соревнуйся со мной. Да встань с табуретки, разверни плечи, пройдись следом за мной. Или не играл в деревне? Не играл, я так и знала. Так учись!».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев