Холод дикий – в это утро было минус тридцать шесть градусов. А детей-школьников с каждой минутой становится больше. Стоим у закрытых дверей маршрутки. Я спрашиваю у водителя, почему он нас держит на холоде, и он говорит, что никого не впустит, пока не поедем. Кто-то с ним ругается, кто-то пытается согреться, прыгая и махая руками, какие-то собаки бегают вокруг – совсем дурацкая картина выходит. В итоге, минут через десять, когда нас набирается уже два десятка человек и подъезжает еще одна маршрутка – на замену, нас всех впускают в салон и мы выезжаем.
Маршрутка-саркофаг – темный и холодный
Мы все еле втиснулись внутрь. Мне, как самому высокому, советуют двинуть в конец салона и торчать там, но кресло не дают - я сижу на корточках. Через секунду меня утрамбовывает туча из детей – и необходимость держаться за что-то отпадает, я как килька в банке килек.
Потом в салоне неожиданно выключают свет – и это, оказывается, тут норма. Кондуктор включает лампочку над дверью, только, когда выпускает или впускает пассажиров, в остальное время в салоне царит тьма. Все окна покрыты толстым слоем льда, через них ничего не видно – пар выходит из наших ртов; по ногам и до коленей гуляет жуткий холод, от которого немеют пальцы. У меня начинается легкий приступ клаустрофобии.
Но тут произошел весьма милый случай – крохотный, завернутый в теплую одежду ребеночек целует меня в щеку и улыбается. Он стоит возле меня в проходе, а мама его сидит рядом, держит его за руку. Я ведь на корточках, вот он тут возле меня маячил-маячил, а потом поцеловал. Он, я и его мама посмеялись. Хоть всем нам и было неудобно в этой коробке, даже тут с нами случилось что-то доброе.
Дети, которые ездят так каждый день, конечно, уже привыкли к такому, они даже знают, когда им выходить, хоть и не видят через лед на окне место, где сейчас находятся. Но если ребенок поедет так впервые, и к тому же один без родителей, а большинство детей здесь так и ездят – одни, потому что родитель – это лишнее место в без того тесной маршрутке, то ребенок таких условий может испугаться.
А учитывая, что уличное освещение в районе правобережных дач хуже некуда, а дороги там - сплошь ямы, которые то и дело объезжаешь, да еще сама дорога виляет жуткими поворотами – поездка в такой маршрутке становится весьма опасной не только для ребенка, но и для взрослого человека. А детей тут больше двадцати в салоне! Ведь с остановки «Звероферма» и до остановки «Школа №8» никто не выходит, наоборот – салон только забивается. А ведь еще восьми утра нет – когда начинаются уроки. То-есть почти еще час маршрутки будут забиты детьми под завязку, и ехать они будут в темноте. И так всю зиму.
Час пик для одной полосы
На остановке «Школа №8» в «ГАЗели» стало просторней. Дети «выплывали» из дверей секунд тридцать, пока в внутри нас не осталось восемь человек. Но простор радовал недолго. На следующей остановке «Детский сад №39» салон снова забился под завязку.
Так я проехал мост, вышел на остановке «Пионер», перешел дорогу и поехал в обратную сторону до остановки «Правобережная», чтобы понять, как обстоит дела на другой полосе дороги. К счастью, давки никакой не было. Я даже сел на кресло. Возле меня ненадолго даже было свободно. Но людей все равно садится много.
А ведь странно, во всех салонах маршрутных такси есть наклейка «Перевозка стоящих пассажиров запрещена», но водители постоянно ждут, пока в салоне места не останется, а только потом начинают движение.
А тем, кто стоит, нужно изворачиваться, чтобы не упасть и не повалить ближайшего – вечно искать точку опору, двигать тело в противоположную от поворота машины сторону – в общем, у него куча проблем. Доехать до места назначения в маршрутке – это целый подвиг.
Не хватает у нас общественного транспорта...
А если мороз, общественного транспорта становится меньше. На остановке «Правобережная» я простоял минут двадцать – одиннадцатый автобус проехал только раз. Два раза проехали маршрутки – обе были полными. Значит, есть вероятность, что можно не залезть в обе.
Поэтому, чтобы успеть на работу или в школу вовремя, нужно выходить заранее на час, а то и на полтора, а мы ведь не в Красноярске живем, город у нас не «миллионник» - тут не такие уж большие расстояния.
А сейчас у нас зима, на улице холодно, особенно утром и вечером, как раз в час пик, когда в общественный транспорт не влезешь. Этой проблеме уже много лет, и каждый год ее обещают решить. И каждый год только обещают. Правый берег - одна из болевых точек городских пассажироперевозок.
Есть еще Вавилинский затон, Спутник, левобережные дачи.
Слова нового директора «Кызылгортранса» подтверждаю - транспорта не хватает в столице Кызыла. И три новых автобуса ситуацию не решат.
Владислав Константинов
От редакции: Согласимся с мыслью автора о том, что «наш общественный транспорт – совсем уж недоразумение какое-то».
Чего далеко ходить? Каких-то 400 километров отделяют нас от соседней Хакасии, а картина кардинально меняется. Там в маршрутках ездят только по местам, а автобусы ходят по четкому графику. И частные, и муниципальные. Правила для всех одни. И не только в самом Абакане, но и Черногорске, Усть-Абакане, Тепличном, Калинино весь транспорт на маршрутах ходит только по графику. Чудеса! В маршрутках стоять ЗАПРЕЩЕНО.
В поселке Усть-Абакан, где насчитывается 16 тыс. жителей, помимо городского транспорта (как частного, так и поселкового), ездит бесплатный школьный автобус, и его маршрут построен так, что дети всех трех школ попадают на уроки вовремя. Без давки и толкучки.
Комментарии 3