Достаточно напомнить, что снаряжение лошади, на которой президент Путин ездил по тувинской тайге, изготовлено его руками.
Босоногое детство его прошло в окружении народных умельцев: кузнецов, столяров, шорников, мастеров по шитью традиционной одежды. После школы работал чабаном, помогал маме растить и воспитывать шестерых младших братьев и сестёр.
- Какие воспоминания у вас сохранились о детских годах?
- Можно сказать, на чабанской стоянке получил трудовое воспитание. Помню лет шесть мне было, когда дядя подарил годовалого жеребёнка. С ним всё возился. Родители были животноводами, во время учёбы жил в интернате. Так и окончил школу. Самое главное в любом деле – интерес, рождающий желание, которое потом становится страстью, призванием. В Хайыракане в 90-ые годы началось возрождение кузнечного дела.
- Что всё-таки в основе настоящего мастерства?
- Желание и старание, труд без сна и отдыха. Опыта изо дня в день прибавляется, а кто два дела руками знает, тот ещё десять подхватит. Так и здесь: нельзя стать хорошим кузнецом, не будучи, например, умелым шорником. В итоге научился изготавливать не только традиционное снаряжение, но и инструменты, и всю домашнюю утварь, и шаманские принадлежности. Заказывать у других зарёкся, если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам.
- Расскажите про подарок президенту России
- Это было в начале 2000-ых, в один из приездов Владимира Владимировича Путина в Туву. Я изготовил полное конское убранство, которое республика преподнесла главе государства. Говорят, он проявил большой интерес, был удивлён творением тувинской кочевой культуры.
- Много в республике мастеров вашего уровня?
- Умельцы, многократные чемпионы Наадыма, конечно, есть. Сутхольские мастера, к примеру, могут выковать подкову так, как будто её из мягкой древесины вырезали. Улугхемские тоже им не уступят, и ножи, и подковы, кочерги, щипцы для угля - всё, что в хозяйстве нужно, сделают. И их мастерство растёт.
- Кто ваши учителя?
- Были у меня дяди искусные, они учили, подсказывали. Например, какие должны быть правильные размеры, пропорции у узды, недоуздка. Когда старшие ушли в мир иной, пришлось самому взяться за дело. Помню, как изучал узел на дядином аркане. К концу дня смог его повторить, чему радовался неимоверно. Узлы, плетения, связки бывают самые разные. Всё постигалось самостоятельно, жизнь заставила.
- У вас есть ученики?
- Скорее нет, чем да. Людям мешают то учёба, то личные обстоятельства мешают, но, скорее всего, нет желания. Найдись старательный ученик, я бы поделился опытом. Раньше мастера скрывали свои секреты. Случай был. Как-то раз ребята зашли с деталью автомобильной — сломанной трубкой из жесткого железа. Искали аналог на разборках, в интернете не нашли. Попросил купить тормозную трубку, разрезал, где надо расширил, потом соединил всё припоем. Хорошая пайка лучше худой сварки, так старшие говорили. Парни признались, что впервые видят, как это делается.
- В последнее время обращается много ребят-участников специальной военной операции. Большинство просит изготовить тувинские ножи. Отпуска у них краткосрочные, поэтому эти заказы исполняю вне очереди. Ведь нож для тувинца – не столько оружие, сколько оберег от опасностей внешнего мира.
Раз зашёл паренёк, он пытался создать оружие против дронов с дальностью поражения хотя бы метров до 20. Разобрались, что ошибка была в сварке соединений, из-за чего заряд не долетал до цели, рассеивался. Использовали метод пайки, внесли ряд улучшений.
Новую модель опробовали на военном полигоне с участием московских экспертов. Радиус поражения составил от 30 до 50 метров. В соцсетях потом было видео, как двое наших из кустов сбивают дрон ВСУ. Отрадно, что тувинские технологии поражают вражескую технику и спасают жизни ребят.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев