80 лет феномену тувинской хореографии «Звенящая нежность».
Традиционный танец - неотъемлемая часть этнической культуры. Кроме любимых песен и мелодий, у каждого народа есть основной танец, в котором находят свое выражение мировоззренческие представления, идеалы народа, его история, жизненный уклад, нравы и обычаи. Художественно отражая действительность, танец передаёт представление народа о прекрасном. Особенностью тувинской культуры является тот факт, что к началу XX века в Туве не было обнаружено источников, указывающих на бытование традиционных форм народного танца. Однако к середине ХХ века у тувинского народа появляется танец, ставший символом национальной хореографии.
Летом 1944 года в «Зелёном театре» Кызылского городского парка во время праздника «Чазак байыры» (Праздник освобождения, отмечается 13 августа) - всенародного праздника в честь становления народной власти в Туве , был показан тувинский сценический танец «Звенящая нежность» на музыку А. Н. Аксёнова в постановке А. В. Шатина, который сразу же полюбился народу, а позже был признан шедевром молодого тувинского искусства.
Анатолий Васильевич Шатин (1904-1972) ученик балетмейстера А. А. Горского и балерины О. В. Некрасовой. В 1943 году был командирован в Туву для работы в музыкально-драматическом театре и училище. После Тувы в 1946 году Шатин основал в ГИТИСе (РАТИ) балетмейстерский факультет и работал там бессменным руководителем и деканом вплоть до самой смерти. На колумбарии Донского кладбища надпись: «Анатолий Васильевич Шатин. 1904-1972. Здесь покоится прах автора «Звенящей нежности» - танца-души Тувы, ставшего хореографической визитной карточкой тувинского искусства».
Из статьи И.О. Ондар «ЗВЕНЯЩАЯ НЕЖНОСТЬ»
- ФЕНОМЕН ТУВИНСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ.
Комментарии 4