Ну, а дуэт нападающих Азмун-Дзюба создавал особую атмосферу в раздевалке. И в тяжелых ситуациях, и в моменты триумфа.
А вообще, все названные вами игроки — и эту линию можно продолжить — это не только хорошие футболисты и люди. Они — талантливые личности, у которых помимо футбола много разнообразных интересов, что их и делает личностями. На мой взгляд, чем шире у игрока кругозор, тем у него и футбольный интеллект выше.
— В 2023 году «Зенит» выиграл десятое чемпионство и завоевал вторую звезду на эмблему. Насколько этот момент получился эмоциональным?
— Если бы в 2018 году кому-то сказали, что «Зенит» в ближайшие годы выиграет шесть чемпионств подряд, два Кубка и пять Суперкубков, думаю, вряд ли в это поверили. Тем более, что ситуация по сравнению с временами, когда доминировал «Спартак», изменилась. И с экономической, и с футбольной точек зрения.
Не хочу сказать, что в 1990-х и 2000-х «Спартаку» было легче. Но возвращаясь, в том числе к игрокам, которых вы упомянули, хочу сказать — выигрывать любят все, а тех, кто ненавидит проигрывать, — их не так много. В нашей команде есть костяк, от которого исходит как раз второе — мало любить выигрывать, надо с ненавистью относиться к поражениям. Это вошло в генный код «Зенита», и новички быстро с ним знакомятся.
Меня никто не переспорит в том, что большой футбол, так же как и большой хоккей и баскетбол — это социально-культурное явление. Поэтому матчи «Зенита» сопровождаются шоу, концертами, самыми разными мероприятиями, выходящими за рамки очков, голов и секунд. Основа для этого очень простая. По драматургии ничто не может сравниться с переживаниями, связанными с большим спортом. В театре могут, конечно, и Дездемону не задушить, а вместо этого прикончить Отелло, чтобы выдать неожиданное окончание пьесы. Но такой непредсказуемости, как в спорте, где все может перевернуться на последних минутах, все равно не достичь. В этом прелесть футбола как зрелища. И способ почувствовать себя причастным к большим событиям.
— Праздник, связанный со второй звездой на эмблеме, в 2023 году получился особенным?
— Он, конечно, запомнился всем, кто высыпал на улицы Санкт-Петербурга. А это десятки тысяч людей, которые наблюдали проезд команды по городу.
Мы долго шли к первой звезде. Путь ко второй тоже был тяжелым, особенно в начале. Но «Зенит», как говорят легкоатлеты, набежал на финишную ленточку.
Сейчас замахиваемся на третью звезду. Уверен, что она обязательно будет. Потому что механизмы работы клуба выстроены таким образом, что не зависят от какого-то конкретного человека, на каком бы посту он ни находился. Неважно — спортивная ли это деятельность, финансовая или управленческая. Для клуба важны все. В том числе поэтому количество наших болельщиков, подписчиков в соцсетях все время растет. Причем не только в России, но и за рубежом.
У «Зенита» бывали непростые времена, особенно в 90-е годы. С приходом «Газпрома» появились новые возможности, но, как мы знаем, гарантированные бюджеты далеко не всегда приносят победы. На поле играют люди. Я очень надеюсь, что привлекательность футбола в России будет только расти. И что мальчишки и девчонки, а у нас есть и женская команда-победительница, не отказываясь от виртуальных радостей, будут жить и в реальном мире. Это все равно интереснее, чем просто нажимать пальцами кнопки, что бы это ни давало на экране.
— Выше вы сказали, что в последние шесть лет, несмотря на титулы, все было не так просто, как могло казаться со стороны. Какой момент или отрезок на этой дистанции вы назвали бы самым трудным?
— Это был один из чемпионских сезонов, в котором по ходу дела турнирная ситуация в какой-то момент была не самая простая. И мне показалось, что есть определенное напряжение между рядом игроков и тренерским штабом. Ведь старая футбольная истина гласит — выигрывают футболисты, а проигрывает тренер.
Комментарии 4