— Не секрет, что, к сожалению, за последнее десятилетие работа в плане появления в основном составе воспитанников "Зенита" не удовлетворяет никого: ни владельцев клуба, ни болельщиков, которые хотят видеть в основе доморощенных футболистов. Клубный патриотизм становится только сильнее, когда ты видишь человека, который если не родился в Санкт-Петербурге или области, то провел как минимум четыре года в академии и выпустился, прошел молодежку "Зенита", вторую команду, попал в основной состав, а то и перепрыгнул эти стадии, как это сделали такие суперзвезды, как Александр Кержаков, Вячеслав Малафеев.
Но для этого, с одной стороны, нужна массовость, а с другой — системная подготовка. Мы используем голландский опыт, который пока пробуксовывает и не дает нужного результата, хотя довольно много выпускников академии играет в других клубах. Но мы не удовлетворены и будем менять подход, поэтому готовы привлечь таких легенд, как Аршавин, Кержаков, может быть, Данни. Директором академии является наш знаменитый зенитовский игрок Анатолий Давыдов. Мы не расплескаем эту преемственность, но футбол меняется в мире, он становится более интенсивным, быстрым, и игроков надо к этому готовить. Нельзя проигрывать по "физике" и думать, что за счет головы и техники можно побеждать. Нужно, чтобы все эти элементы сочетались. Конечно, на небосклоне могут зажечься звезды, но должна быть и система воспитания. Это не только методики, но и тренеры, которые должны ими умело пользоваться.
Конечно, Аршавин, Кержаков, Игорь Денисов, Владимир Быстров и другие со двора не уходили, играя в футбол. Им было все равно, кто рядом с ними играет, и они сами совершенствовались, любили это делать. Сейчас же у нас институт двора практически исчез, хотя вроде бы спортивные площадки во дворах есть. Но редко когда увидишь, чтобы на них проводились такие баталии, которые во дворах были раньше. Тут жаловаться нечего: жизнь меняется, информатизация общества меняет склонности, вкусы, приоритеты людей, и та деятельность, которая требует больших физических затрат и жертв, многих не привлекает. Тем более к результату надо идти долгие-долгие годы. Эта тема непростая, но мы будем ей заниматься в городе и области.
У нас тысячи мальчишек занимаются не только в системе "Зенита", но и в других школах. Но важно, чтобы ребята прогрессировали и мы не потеряли те таланты, которые у нас, безусловно, есть. Их только надо найти и отшлифовать.
— Чтобы завершить тему резерва: есть ли понимание, через какое время в основном составе будет достаточное количество воспитанников системы клуба?
— Думаю, надо сначала залатать те прорехи, которые есть в системе подготовки, и двигаться дальше. Что касается проблем, которые нужно устранить, то по матчам Юношеской лиги УЕФА видно, что мы уступаем в "физике" командам из Германии, Франции, с которыми играли в прошлом сезоне. Это требует особой работы и в том числе в плане правильного питания, восстановления, наращивания мышечной силы, не теряя гибкости и скорости. И это большая наука.
— Если вернуться к итогам нынешнего чемпионата, изучали ли вы печальный опыт сезона-2013/2014, когда "Зенит" после 19 туров уходил на зимний перерыв лидером, но не удержал первое место. Как сейчас вам удалось избежать таких ошибок?
— Наши аналитики препарируют и прошлое, и нынешнее, анализируют, как играют наши коллеги в других странах. Мы знаем, что происходило в прошлом, как можно быстро растерять преимущество, поэтому внимание уделялось каждому матчу. Из победных игр все равно делались выводы, мы искали слабые места, недостатки, на которые мы обращали внимание.
Тренерский штаб давал возможность игрокам показать свои лучшие качества независимо от их возраста. Я особо рад, что Юрий Жирков продемонстрировал неувядающее мастерство, в том числе и в игре в воскресенье, выйдя во втором тайме и сделав две блестящие передачи, которые привели к голу. Спрашивают, в чем секрет долголетия Жиркова или того же Бранислава Ивановича. Ответ очень простой — это работа, отношение к себе, требовательность. Мы в паспорт игроков смотрим только при заполнении его персональных данных, и потом это уже не имеет никакого значения.
— Каковы, на ваш взгляд, лучший и худший матчи "Зенита" в сезоне?
— Чемпионский матч всегда запоминается. Хотя складывался он непросто, но когда есть противостояние, которое преодолеваешь, то он и запоминается больше всего. Я считаю, что и матч с "Краснодаром" в прошлом году стал одним из лучших, европейского уровня. И матч в воскресенье по качеству игры был очень хорош, поскольку ошибки игроков в нем были вынужденными. Когда команда вынуждена ошибаться, то это достоинство той команды, которая заставила соперника это сделать.
Наша команда, находясь под давлением, все-таки смогла выстоять, и потому уже во втором тайме наше преимущество было достаточно очевидным несмотря на то, что "Краснодар" продолжал сражаться. Тем и хорош футбол, что развитие событий не описывается простыми сценариями. Что касается худших матчей, то это в Лиссабоне против "Бенфики" и против "Уфы" на выезде. Три очка всегда идут в копилку, но одна из причин наших побед — это высокая требовательность тренеров к игрокам и игроков к самим себе. Потому что та атмосфера, сплоченность — одно из достоинств нашей команды, что нет разрыва отношений между легионерами и россиянами. Ребята могут и пошутить, а могут, что называется, и навалять друг другу.
— Рассчитывает ли клуб на Эммануэля Мамману, учитывая тот факт, что защитник во второй раз за время выступлений за "Зенит" порвал крестообразную связку колена?
Комментарии 2