Деревянный мост через реку Оскол
Статья из книги В.В. Овчинникова "Царев Алексеев - Новый Оскол", автор статьи Л.И. Колесникова.
Деревянные мосты России имеют многовековую историю. Начиная с первобытного времени, когда поваленные бурей деревья послужили первыми прообразами мостов через ручейки, овраги и так далее, эти естественные «мосты» натолкнули людей на мысль об устройстве переходов там, где возникала р этом потребность. Таким образом стали появляться простейшие формы балочных мостов. Мосты Древней Руси наряду с утилитарным назначением входили всегда в систему оборонительных естественных и искусственных сооружений городов. Мосты дополнительно обустраивали оборонительными башнями, воротами, включали в конструкцию разводные, подъемные или переходные (уничтожаемые при приближении противника) пролеты. В древнерусских и античных рабовладельческих обществах были известны деревянные балочные мосты на свайных и каменных опорах, кроме балочных строили и деревянные арочные мосты. К достижениям более позднего времени относятся работы итальянского инженера- архитектора Палладио (1518-1580 гг.). Ему принадлежит изобретение деревянных ферм со сквозной решеткой.
Развитие сухопутных и водных путей сообщения в мануфактурный период (с середины ХIII-ХIХ вв.) ставило задачу постройки мостов больших пролетов.
Из осуществленных большепролетных мостов непревзойденным ни одним из когда-либо построенных деревянных мостов оказался мост через Диммат в Веттингене пролетом 119 м (построен в 1778 г.) по проекту братьев Грубенман.
К деревянным мостам большого пролета относится не осуществленный проект русского механика-самоучки И.П. Кулибина. Им был разработан в 1776 г. арочный однопролетный мост длиной 300 м через Неву. Со строительством этого моста достижение мирового уровня в деревянном мостостроении осталось бы за Россией. Многие историки мостостроения полагали, что топор был универсальным и единственным инструментом наших плотников до эпохи Петра Великого, при котором в употребление была введена пила. Но новейшие исследования показали, что пилу и другие инструменты, помимо топора, применяли еще в IХ-Х веках.
Бревна соединяли между собой на различных врубках. Наибольшее распространение получили врубки «в чашку» или «в обло» - соединение двух бревен по высоте без зазора по типу срубов изб, а также врубки «в режь» - с сохранением зазора между бревнами для пропуска воды, что использовалось, например, в опорах мостов. Также для соединения деревянных деталей мостов применяли железные гвозди, костыли, скобы и другие изделия - «смыки». Такие находки широко распространены в раскопках древнерусских городов ХIII-ХV вв. Отличительной особенностью деревянных мостов является быстрота постройки, особенно в случаях с использованием местного леса. Лес, как правило, заготавливали в зимнее время, когда прекращалось сокодвижение в стволах. Такой лес более крепкий. Для долговечности древесины лес, очищенный от веток и от коры, замачивали в специальных растворах - «морили» его. В белгородском регионе, богатом дубовыми лесами, для серьезных построек и дорогих зданий применяли в первую очередь древесину дуба.
Деревянный мост, который вы, уважаемый читатель, видите на фотографии, соединявший в прошлом берега реки Оскол (из Корочи в Новый Оскол, ныне берег пос. Прибрежный и берег, соединяющий не сохранился до наших дней (хотя 30-40 лет назад он еще украшал город, к нему приходили новооскольцы, чтобы полюбоваться мощным ледоходом или порыбачить. Время строительства этого интересного моста относится к концу XIX века. На фотографии видно, что век тому назад река была в этом месте широкой (ширина более 230 метров) и полноводной (глубина 4-6 м.). Мост был построен из дуба. Учитывая большую ширину реки, можно предположить, что лес собирался на строительство не один год. Бригада лесорубов по чертежам должна была изготовить более 5000 типовых деталей из древесины и заготовить механоконструкции для крепления рамных конструкций моста. Мост был установлен на рамно-свайные или козловые конструкции, причем «козлы» устанавливали непосредственно на дно реки. Ширина моста составляла 8 метров, высота - 12-13 метров. Пролет между рамными опорами 10,5 метра.
Вся длина моста разделена трапециеобразными рамами на секции, в каждой секции по 5 рам, на которые уложены балки из бревен. Проездная часть моста была устроена из поперечного настила из отесанных накатин, поверх которых укладывались колотые прастины или доски. Через каждые два метра отесанные бревна «накатины» консольно выступают из полотна проезжей части моста для крепления подкосов, фиксирующих стойки перил ограждения моста. Элементы продольного перильного заполнения для деревянных мостов в новооскольском мосту не были применены.
Трапециеобразная форма рам, характерная для архитектуры модерна, визуально разбила большую форму моста на легкие, изящные секции со сложным конструктивным рисунком.
Наклонные грани трапеции, являющиеся в свою очередь подкосами или по-древнерусски - укосинами поддерживаются с двух сторон контрподкосами, создающими жесткое защемление рамочной трапеции и в то же время визуально создавая впечатление легкости и изящества конструктивных форм. Для защиты опор моста от ледохода были применены ледорезы двух типов: первые - это далеко вынесенные «укосины», жестко связанные конструктивно со свайными опорами моста, и вторые - отдельно стоящие по продольным осям рамных пролетов треугольные ледорезы, собранные из сдвоенных бревен.
Более века тому назад Новооскольский мост представлял собой шедевр не только в техническом плане, но и как интересное архитектурное сооружение Русского деревянного зодчества.
Комментарии 3