Поэтому вокруг Пикассо всегда было полно павших ― тех, кто, привлеченный его сиянием, подлетел слишком близко и опалил крылышки.
Мало кому удавалось выбраться из-под катка его легендарного эго невредимым.
Его первая жена ― Ольга Хохлова ― повредилась рассудком.
Вторая ― Жаклин Рок — страдала от депрессии и, в конце концов, свела счеты с жизнью.
Похожая участь постигла любовниц Пикассо (Дора Маар попала в психиатрическую клинику, Мари-Терез Вальтер покончила с собой). Картины, на которых Пикассо рисовал своих женщин похожими то ли на ядерный взрыв, то ли на его последствия, реалистичнее, чем может показаться.
Пережившие отношения с ним, если не выглядели, то чувствовали себя примерно так.
Доставалось от Пикассо и друзьям ― в конце концов, он рассорился с самыми терпеливыми из них: Марком Шагалом, Жоржем Браком.
В любви, ненависти, творчестве (вряд ли Пикассо смог бы провести между ними четкие границы) он был великим диктатором и не терпел полумер.
Для того, чтобы завести новые отношения, ему необходимо было сжечь прежние дотла.
«Беспощадность вундеркинда сочеталась в нем со своенравием и тщеславием бога. Он напоминает обитателей Олимпа, которые с таким отменным эгоизмом и самодовольным коварством неожиданно вмешиваются в дела людей».
Так говорил о Пикассо писатель Джулиан Барнс.
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали (некогда сказавший «Я ― сюрреализм»), приложил немало усилий для того, чтобы монополизировать и такое явление, как безумие.
Отчасти он преуспел.
Слава о его чудачествах шла впереди него, она была важнейшим ценообразовательным фактором на аукционах и вернисажах, и даже сам Элис Купер говорил, что на всякой богемной тусовке в Нью-Йорке «Дали был более сумасшедшим, чем кто бы то ни было».
Нет комментариев