Самойлова была той самой Вероникой, которую они искали. Больше того, Татьяна стала первой брюнеткой советского кино, — говорит Трофименков.
Впервые с конца 1930-х в центре сюжета оказался человек, далекий от идеала нравственности.
Вероника совершила грехопадение, за что Никита Хрущев назвал героиню «шлюхой».
При этом она оставалась близкой к живым людям.
Перед зрителем появлялся не однополярный, а сложный персонаж, которому трудно было не сопереживать.
«Летят журавли» ухватили главную тенденцию «оттепели» — вернули на экран обычного человека, убрав монумент, созданный кинематографом сталинского периода.
Ее любимый человек ушел на фронт, у нее не осталось родителей — этой девочке нужно было справляться одной: своими силами, своим мужеством, своим героизмом, — объясняла Самойлова корреспонденту немецкого телеканала в 1959-м.
Сложной оказалась не только история, но и сам съемочный процесс.
В фильме есть сцена, когда Борис в ответ на хамскую шутку в адрес любимой отвечает солдату кулаком.
В один из дублей Баталов упал лицом в воду, где торчали обрубленные ветки кустов. Одна из них так сильно разодрала ему лицо, что актера срочно повезли в больницу накладывать швы.
Я полностью разорвал себе лицо, наткнувшись на кол, когда по сценарию выяснял отношения с солдатиком. Потом меня зашивали, я долго лежал в больнице. Съемки приостановили, пока швы не зажили. Честно скажу, боялся, что больше не смогу вообще играть, — рассказывал Алексей Владимирович в 2002-м.
Еще больше досталось Татьяне Самойловой. Она заболела туберкулемой (формой туберкулеза легких).
Меня кололи каждые три часа, сама бы я не справилась. Нагрузка была такой капитальной, что после фильма у меня еще и сердце разболелось. Пришел врач, послушал и сказал: «Таня, у вас микроинфаркт», — рассказывала актриса в том же 2002-м.
Изнурительные съемки и операторские изобретения
Каждый член съемочной команды отдавал себя делу без остатка. Актеры рисковали здоровьем, режиссер изводил репетициями, а оператор изобретал новые технические приемы для решения художественным задач.
Разумеется, появление «Журавлей» без Урусевского вообще было бы невозможно.
Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше — режиссер или оператор — вложил в нее.
В кино иногда случается, что оператор становится сердцем картины, — писал режиссер Александр Митта.
Сам Сергей Урусевский рассказывал, что ему неинтересно просто фиксировать происходящее на камеру.
Он уверял, что оператор должен двигаться вместе с актерами, играть вместе с ними, через объектив выражая своё отношение к событиям, делая камеру, а через неё и зрителя, их соучастниками.
Урусевский пользовался легкой ручной кинокамерой с широкоугольным объективом, что позволяло ему производить съемку в движении, бежать за героями, смотреть на происходящее их глазами, протискиваться вместе с героиней сквозь толпу.
В одном из знаковых эпизодов «Журавлей», когда Вероника бежит, намереваясь покончить с жизнью, камера находится непосредственно в руках самой актрисы.
Урусевский всё время экспериментировал, придумывал что-то, добивался идеала, — объясняет Трофименков.
Оператор картины был настоящим фанатом своего дела и в свободное время придумывал новые способы съёмок.
Так, для стремительного пробега Бориса по лестнице специально построили макет трёхэтажного лестничного колодца.
В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку.
Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского чётко вровень с актёром.
В другом эпизоде от помощников снова требовалась предельная точность и физическая сила.
Несколько часов им приходилось по колено в грязи таскать лежащего на железном листе оператора.
Почти для каждого эпизода Урусевский придумывал новые конструкции.
Например, ставший классическим операторский прием — съемка на круговых рельсах — родился именно на съемках «Журавлей» для сцены гибели Бориса.
Алексей Баталов вспоминал, что оператор не прекращал съемки до тех пор, пока не находил идеального решения для эпизода.
Нет комментариев