Иван Ильич Людников в 1926 году
Пехотная школа
В 1920-м Людников внезапно стал моряком, ходил по Азовскому морю на канонерке, потом воевал против барона Петра Врангеля в Крыму. После Гражданской в 1922 году по путёвке комсомола Иван поехал в Одессу поступать в пехотную школу, на вступительных экзаменах получил двойки по русскому и арифметике – он же нигде не учился, едва умел писать и считать, но его приняли, раз по путёвке.
Людников стремился оправдать доверие, школу окончил с отличием и получил направление в Каменск-Шахтинский, где квартировал 37-й полк 13-й стрелковой дивизии, затем служил курсовым командиром пехотной школы во Владикавказе.
Там он встретил очень красивую девушку Евгению, они поженились, родился сын Анатолий, затем Валентин, третий, Евгений, появился на свет после войны.
Карьера в армии
В 1929-м 27-летнего Людникова направили в Москву на курсы «Выстрел», откуда он через год вернулся в ту же школу и получил назначение командиром пулемётной роты, потом начштаба батальона, в 1934-м заведовал отделением тактики в военной школе в Казани.
После окончания в 1938 году Академии им. Фрунзе Людников служил в Генштабе РККА, в ноябре 1939-го его назначили начальником пехотного училища в Житомире, присвоили сразу полковника, за три месяца до начала войны дали под начало 200-ю стрелковую дивизию КОВО.
В бой дивизия вступила 28 июня, с боями отходила к Киеву. Во время вражеского авианалёта Людников был ранен в голову, сломал ногу, и его на самолёте У-2 вывезли в Харьков, а оттуда – в Казань.
Дивизию возглавил майор Алексей Колпачёв, она была полностью разгромлена.
138-я стрелковая дивизия
Выйдя из госпиталя, Людников командовал 64-й горнострелковой дивизией, оборонял Керчь, вывел 150 бойцов, оставшихся от дивизии, на Тамань. Знамя они вынесли, но дивизию всё равно расформировали.
28 мая 1942 года Людникова поставили командовать 138-й стрелковой дивизией, которая в Крыму понесла большие потери. Времени на восстановление боеспособности вверенного подразделения почти не было: после харьковской катастрофы вермахту открылся путь на Кавказ и на Волгу.
Ставка была вынуждена бросать на фронт слабые недоукомплектованные части: в дивизию Людникова едва набрали 10 тыс. человек.
12 июля дивизию перебросили на Дон, и спустя три дня она заняла на его левом берегу оборону на 75-километровом участке (вместо уставных 12-ти) между Верхне-Курмоярской и Красным Яром.
Эшелон с оружием попал под бомбёжку, и в дивизии было 300 винтовок и 30 автоматов.
Чтобы вооружить дивизию Людников приказал разоружать отступающие части. Так в дивизии оказалось несколько тысяч единиц стрелкового оружия, включая противотанковые ружья и пулемёты, и две артбатареи.
Сталинградский фронт
18 июля 1942 года дивизия вступила в бой с 4-й танковой армией генерал-полковника Германа Гота.
138-я дивизия вошла в состав 64-й армии Сталинградского фронта, и до конца лета противостояла моторизованным соединениями на подступах к Сталинграду.
Авиация бомбила непрерывно: люфтваффе безраздельно господствовали в воздухе.
После 52 дней упорных боёв 138-я считалась самым стойким соединением, а имя Людникова стало широко известно, о нём писала «Красная Звезда».
1 октября 1942-го поредевшую 138-ю дивизию отвели на пополнение в резерв фронта. Отдыха в полном смысле бойцы не получили: Людников приказал организовать обучение личного состава тактике городских боёв: передвижению малыми группами, созданию опорных пунктов в зданиях, снайперской войне.
Торопился он не зря.
14 октября дивизию передали состав 62-й армии, которой командовал генерал-лейтенант Василий Чуйков.
В тот же день враг начал 2-й генеральный штурм Сталинграда, направив главный удар на северо-запад города в его промышленную часть.
Командующий 6-й полевой армии генерал Фридрих Паулюс понимал, что если он овладеет заводскими районами, простирающимися вдоль Волги, он возьмёт весь город.
Паулюс сосредоточил на 5-километровом участке между тракторным заводом и заводом «Баррикады» 3 пехотные и 2 танковые дивизии, в воздухе было несколько сотен самолётов.
Не пустить врага к «Баррикадам»
Чуйков это тоже понимал, и уже на следующий день приказал Людникову переправиться на западный берег Волги и не пустить врага к «Баррикадам».
В районе тракторного завода немцы прорвали фронт и развернулись для удара во фланг 62-й армии.
В бой дивизия вступила не там, где планировалось изначально. Мощный удар немцев поставил дивизию на грань уничтожения.
650-й полк был фактически разбит: из 1, 5 тыс. человек осталось чуть больше сотни.
В 344-м полку был тяжело ранен командир. Сам полк отбросил врага, и закрепился в цехах завода.
768-й полк, несмотря на все усилия, был остановлен пулемётным и ружейным огнём, понёс большие потери, на рубеж не вышел, и встал в оборону.
Людников усилил 768-й полк бойцами штрафной роты, на помощь 650-му полку выслал заградотряд, но не в качестве заградителей, а как бойцов.
«Острова Людникова»
До конца октября дивизия вела тяжёлые бои за клочок берега шириной 700 метров и 400 – длинной.
Вскоре на картах и схемах обороны он получил наименование «Острова Людникова», потому что с трёх сторон были немецкие войска, а позади Волга.
Линия фронта петляла по улицам, развалинам домов и цехов на земле, под землёй, и по этажам.
У нас было преимущество: рабочие завода и местные жители служили проводниками, проводя бойцов по разным трубам и кабельным каналам.
Немцы этого не знали. Несмотря ни на что, немцы рвались к Волге.
29 октября дивизия отбила 14 атак.
Комментарии 1
Но как же так... Дали звезду Героя за форсирование Днепра?
А за Сталинград почему не дали?!