Икона в золоченом окладе «Богоматерь Владимирская». Серебро, камни драгоценные, камни, жемчуг, дерево, слюда, паволока, левкас; чеканка, резьба, скань, эмаль, канфарение, золочение, темпера яичная. Живопись — конец XVI — начало XVII века; оклад — последняя четверть XVI века. Россия. Музеи Московского Кремля, Москва
Икона Божией Матери Владимирской — один из самых почитаемых образов в православии.
Неизвестный художник написал ее в конце XVI века по канону «Умиление»: согласно ему Иисуса изображали прильнувшим к щеке Марии.
Такая икона символизировала безграничную любовь Христа к роду человеческому, воплощением которого считалась Богородица.
Позолоченный серебряный оклад для иконы создали в последней четверти XVI века.
Он состоял из нескольких частей: нимба-венца, расположенной над ним зубчатой коруны, фигурной цаты, которая покрывала грудь Богородицы, узорчатого фона и рамы.
Мастера украсили поверхность оклада эмалью с растительным орнаментом.
К зубцам коруны крепились жемчужины и неограненные драгоценные камни. На венце, цате и раме располагались вставки из бирюзы и альмандина.
Икона хранилась в собрании графов Мусиных-Пушкиных, которое включало около 400 предметов искусства.
В 1924 году ее передали в кремлевскую коллекцию.
Когда реставраторы сняли оклад, оказалось, что изображение сильно повреждено: некоторые фрагменты отслоились вместе с грунтовкой, другие сместились.
Места сколов были залиты прозрачным клеем.
Кроме того, поверх первоначального изображения реставраторы обнаружили более позднюю запись, но снимать ее не стали. Смещенные детали вернули на место, затем икону заново покрыли лаком.
Кафтан Петра II
Нет комментариев