Как-то Эммануил Казакевич предложил Константину Георгиевичу анкету.
Вопрос: «Какое качество в человеке вы больше всего цените?»
Ответ: «Деликатность».
Вопрос: «То же о писателе?»
Ответ: «Верность себе и дерзость».
Вопрос: «Какое качество находите самым отвратительным?»
Ответ: «Индюк. Надутый индюк».
Вопрос: «А у писателя?»
Ответ: «Подлость. Торговля своим талантом».
Вопрос: «Какой недостаток считаете простительным?»
Ответ: «Чрезмерное воображение».
Вопрос: «Напутствие-афоризм молодому писателю?»
Ответ: «Останься прост, беседуя с царями. Останься честен, говоря с толпой».
...
Сейчас я осознаю, насколько встреча с Константином Георгиевичем изменила и мое отношение к жизни, меня самого.
«Понимаете, Валерий, — сказал он после моей неловкой попытки солгать и переложить вину за несвоевременную отправку гранок в журнал на коварные обстоятельства, — понимаете, правду говорить всегда выгодно — не нужно потом ничего запоминать».
Привожу его фразы и выражения, записанные мною дословно.
«С культом личности все нам теперь объяснили, и все мы теперь понимаем и знаем. Одного мы не знаем: все ли нам таки объяснили? Это мы тогда узнаем, когда нам еще что-нибудь объяснят».
«Излюбленная тема Чехова: был лес, превосходный, здоровый, но пригласили для ухода лесничего, и лес тотчас же захирел и погиб».
«Всегда пишу только от руки. Машинка — свидетель, а работа писателя — интимное дело. Оно требует полного одиночества».
«Чехов был у самой грани религии. И не пошел дальше. Помешала любовь к ближнему.
Лев Толстой перешел грань. Помогла любовь к себе.
Чехов боялся смерти, но редко говорил о ней. Трудно говорить.
Лев Толстой боялся смерти и постоянно говорил о ней. Трудно молчать».
«Считаю, что основа литературы — воображение и память, и поэтому я против записных книжек. Когда берешь фразу из записной книжки и вставляешь в текст, который пишется уже в другое время, при другом настроении, — она сразу жухнет и умирает. Записные книжки лично я признаю только как жанр».
«У иного пишущего даже не скоропись, а борзопись, резвопись, лихопись. Один такой лихач как-то сказал Олеше: «Юрий Карлович, вы так мало написали за целую жизнь, что я могу все это прочитать за одну ночь».
Олеша ответил: «А я могу написать за одну ночь все, что вы сочинили за всю жизнь».
«Бунин писал о себе, прозаике: «Меня научили краткости стихи». Теперешние стихи скорее научат прозаика длиннотам».
«Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь, разумеется, наивно, но писать без веры в это тоже невозможно».
«Удивительно, но человек больше гордится тем, чем он наделен от природы, нежели собственными заслугами.
А если он и гордится заслугами, то за этим слышится скорее «Вот я какой!», нежели «Вот каким я стал!».
«Гений всегда боится, что он отчасти графоман, графоман никогда не сомневается, что он — гений».
«Утрата совести сопровождается, как правило, гимнами в ее честь. Любимое слово подонков — «нравственность».
«Он, конечно, величина. Но бесконечно малая».
«Усидчивость — это тоже свойство таланта. Некоторых писателей стоит фотографировать не с лица, а с зада».
«По-моему, главное — не забывать банальной истины, что ты такой же, как и другие, а потому стараться не причинять людям того, от чего тебе самому стало бы худо».
«Известный писатель — тот, у кого печатают и слабые вещи. Знаменитый — тот, кого за них хвалят».
«Тургеневу не хватало здоровья Льва Толстого и болезни Достоевского».
«К сожалению, читающая публика плохо знает творчество своих кумиров.
Одно-два произведения, и все.
Например, Маяковский говорил Светлову: «Ничего не сделаешь, Миша, теперь уже всю жизнь тебе будут говорить, что ты автор «Гренады», как будто это твое единственное стихотворение, как мне всю жизнь талдычат, что я написал «Облако в штанах».
Кстати, «Гренада» была Светловым написана быстро, но долго не печаталась.
Светлов ходил в «Красную новь», но там сказали, что денег нет, нечем платить.
Ходил и в «Октябрь», и в «Правду», и в «Известия», но везде говорили: в редакции ни копейки, придется подождать.
И только в «Комсомольской правде» сжалились, сказали, что стихотворение не очень уж, но если автор согласен по двадцать копеек за строку вместо обычного полтинника, то можно напечатать.
Светлов согласился. Они напечатали через год, а деньги он получил еще спустя полгода».
«Такого человека, неистощимого на мальчишеские выдумки, как Гиляровский, — русская земля еще долго не знала.
Он, к примеру, однажды послал письмо в Австралию по специально вымышленному, несуществующему адресу.
И через два месяца, получив его обратно, всем показывал марки и штемпели на конверте, дескать, вот какое удивительное и фантастическое путешествие проделало письмо».
«Существует простой и вместе с тем великий закон искусства — нельзя о скуке писать скучно. Пейзажист, чтобы написать на полотне самую темную и непрогляднейшую ночь, должен в изображении этой ночи найти какой-то источник света».
«Я многим обязан художникам и графикам. Но кое-кто почему-то думает, что раз я пишу о природе, раз такое значение придаю пейзажу в литературе, то мои книжки лучше всего снабжать картинками, на которых непременно надо изображать то цветочки, то веточку сирени, то плакучую иву, то еще что-нибудь в этом духе.
Все эти набившие оскомину штампы только притупляют восприятие, убивают воображение и мешают видеть русскую природу, вся прелесть которой в скрытой напряженности, в отсутствии кричащих красок и броских тонов».
«Бабель писал, что называется, «рублеными фразами», а потом все равно долго потел, мучаясь буквально над каждой строкой, над каждым словом, как столяр над неподатливой деревянной деталью.
И фуганком пройдет, и напильником, и наждаком. Так и Бабель — выбрасывал все лишнее».
«Сентябрь 39-го года. Михаил Зощенко и Юрий Олеша сидят в «Национале». Беседуют.
Подходит общий знакомый и трагическим шепотом сообщает: «Только что умер гениальный исполнитель роли Ленина — Борис Щукин».
За столиком воцаряется молчание, а подошедший продолжает: «И знаете, как он умер?»
— «Как?» — спрашивает Олеша.
«С томиком Ленина в руках!»
Пауза и резюме Зощенко: «Подложили».
Нет комментариев