Актер и режиссер Рубен Симонов, сын Евгения Симонова.
«Запомни, Женя, ты должен взять артиста на ладонь и отнести его к зрителю»
— Уникальный, конечно, случай, когда два Симоновых, отец и сын, работают в одно время в одном театре. Рубен Николаевич помогал сыну в режиссуре или принципиально дистанцировался? Репетировали ли они дома?
— Когда папа ставил свою пьесу в стихах «Алексей Бережной», у него в конце что-то не получалось, не было финала.
Пришел Рубен Николаевич и развел последнюю сцену:
«Давай, Вась, беги в заднюю правую кулису, оттуда немец выходит, а ты беги в левую заднюю кулису, и оттуда...»
То есть вот это окружение, то есть все было сделано. Но есть моменты, в которых должен помочь вот в такую точку, потому что в шорах своей предубежденности режиссер, как обычно, иногда просто уже не видит, что справа, что слева.
Но вообще так было поставлено в театре всегда — мастерство должно передаваться не на словах. Поэтому дети учились у стариков и одновременно помогали им, вливали в них новую кровь и молодое понимание жизни, помогавшее старикам понять, что сейчас происходит.
И не надо забывать, что Театр Вахтангова в отличие от других — это не пиршество режиссуры, а пиршество режиссуры, перенесенное в актерскую игру.
Никогда не забуду, как дед говорил отцу: «Женя, запомни, твоя задача не показывать, что ты умеешь. Ты должен взять артиста на ладонь и отнести его к зрителю».
А дома, конечно, могли что-то оговаривать, но все репетиции были именно на сцене. Заслуга обоих в абсолютно искренней любви к актерам.
И, кстати, ко всему составу театра. От гардеробщицы до...
Входя в театр, Евгений Рубенович в первую очередь здоровался с гардеробщиками и билетерами. Бесконечное уважение было к гримерам, костюмерам, к рабочим сцены. Это пошло еще от Рубена Николаевича. Они знали, что, если гардеробщики или билетеры смотрят спектакль, значит, спектакль получился.
— Какой стиль руководства был у Евгения Рубеновича?
— Только не командный стиль. Напротив, всегда было дружеским это руководство.
Могли быть ошибки, все что угодно, но все обсуждалось на товарищеском уровне.
Никогда не было вот этого — «я на пьедестале, а вы там внизу». Наверное, такой момент наступал на выпуске спектакля, тем не менее это всегда было коллективное, в хорошем смысле студийное творчество.
«Руками ничего, кроме игры на фортепиано, не умел делать»
— Евгений Рубенович был и будет обречен на сравнение со своим великим отцом, который был в театре непререкаемым авторитетом, дипломатом, но мог быть и жестким. Он унаследовал от него его склонность к дипломатии, к жестким решениям, особенно в критической ситуации?
— Дипломатичность — да, это было, а вот жесткость — нет.
И, может быть, поэтому такая штука произошла с ним в конце 80-х, потому что он настолько верил в своих друзей, настолько был им открыт и предан, а они…
— Об этом я обязательно спрошу. Но открытый, преданный… Как с такими качествами можно было строить отношения в театре или с представителями власти?
— Отец не искал друзей во власти, не был членом партии.
И дедушка не был, говорил о себе:
«Мне еще рано, я еще не готов к партии».
Жестким отец не был. Он на политзанятиях в театре, которые все артисты обязаны были посещать раз в неделю, да еще по утрам, стихи писал.
Но при этом делал практически все кремлевские праздники.
К 110-летию Ленина в Кремлевском дворце съездов, в честь разных съездов.
Ну, во-первых, давайте честно говорить, это был и заработок;
а во-вторых, это обеспечивало занятостью его друзей, которые тоже могли заработать.
Но отец жил вне бытового мира. Не знал, как включается бритва, где розетка. Он вообще руками ничего, кроме игры на фортепиано, не умел делать.
— А в магазин сходить, простите за прозу жизни?
— Нет. Потому что бабушка однажды сказала, что мужчина не должен носить сумки.
— Евгений Рубенович музыкален, поэтичен, романтичен, он прекрасно образован. Что о нем неизвестно или мало известно?
— О его бешеной работоспособности. Потому что сейчас, разбирая архивы, я обнаружил, что им написано столько стихов, которые еще надо расшифровать: рифма шла быстрее, чем писала рука.
Работоспособность фантастическая.
Он писал не потому, что так надо было, а потому, что он не мог не писать. На два тома пьес написано.
При этом он же был еще председатель правления Центрального дома работников искусств (ЦДРИ).
Плюс каждый вечер он должен был где-то выступать: в Доме актера, в Доме литераторов, архитекторов или у ученых.
То есть жизнь его была насыщена невероятно, и все равно он писал в поезде, писал в отпуске — везде.
Он блистательно для своего времени играл в теннис, я имею в виду непрофессионально. У него удар был снизу, не прямой, как сейчас, и ракетки были деревянные.
До последних дней в Рузе, в Доме творчества, он бился на корте с замечательным нашим композитором Кириллом Молчановым.
И, конечно, отец бесконечно ценил гармонию и красоту. И в женщинах, и в музыке, и в сценографии, и в самом спектакле.
Нет комментариев