Па-де-де, фуэте и еще 5 балетных терминов, которые нужно знать
Как врачи изучают латынь, получая медицинское образование, так и балетные артисты учат французский, чтобы понимать указания педагогов и хореографов. Словарь балета почти полностью состоит из французских слов. Каждый термин описывает, что танцовщик делает на сцене, как движется. Предлагаем изучить самые распространенные балетные термины, а заодно и несколько французских слов.
Апломб
Сцена из балета «Дон Кихот», Мариинский театр
В переводе с французского aplomb — «прямо, вертикально, равновесие». Этим термином называют способность танцора продолжительное время стоять в различных позах — например, на одной ноге или на носках. Уверенный навык равновесия — основа всего классического танца.
У балетного термина есть и другое значение, но уже в негативном ключе. Когда про человека говорят, что он держится с большим апломбом, то имеют в виду заносчивого собеседника, чрезмерно уверенного в себе. Но когда о танце балерины говорят: «Какой апломб!» — это не ругательство, а похвала и восхищение мастерством артистки.
Арабеск
Сцена из балета «Жизель», Мариинский театр
Одна из основных поз классического танца — отведенная назад нога с вытянутым коленом. Красота элемента строится на сочетании гибкой спины с мягким, воздушным взмахом рук. Такое положение тела танцора вызывает у зрителей ощущение полета.
В русской школе балета приняты четыре вида арабеска. Они различаются положением рук и ног, изгибом спины, поворотом головы. Так, вперед может быть вытянута рука, противоположная поднятой ноге, или одноименная с ней. С помощью нюансов в положении тела, направленности взгляда, движения рук артисты создают на сцене множество индивидуальных вариаций арабесков, наполняя стандартные схемы эмоциями и смыслом. Например, изображая сложные чувства, балерина может вытягивать обе руки вперед или прижимать их к груди.
Па-де-де
Pas de deux переводится как «шаг двоих». Па-де-де — одна из важнейших хореографических форм в балете. Это балетный дуэт, любовный танец, который не несет сюжетной нагрузки, но отражает чувства героев. Парный танец включает несколько номеров, которые исполняют балерина с партнером.
В дуэте герои общаются, раскрывая драматургию спектакля. Возьмем, например, па-де-де в балете «Жизель». В первом действии у Альберта почти нет хореографии — герой нога в ногу повторяет движения за героиней. Этим па-де-де показывает, что Альберт обманывает Жизель, у него коварные намерения. Во втором действии, когда герой раскаивается, он выражает сильные чувства к Жизель через эмоциональный танец.
Пассе
Маленькие лебеди в сцене из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на VIII Международном фестивале балета «Мариинский»
С французского passe — «проходить». Это основной элемент классического танца, когда рабочая нога переходит из одного положения в другое. Балерины выполняют пассе в двух позициях. В первом варианте нога проходит на уровне sur le cou-de-pied, когда пятка касается щиколотки опорной ноги, у колена работающей ноги.
Во втором варианте нога проходит через первую позицию — passe par terre, скользящее движение по полу. Последовательность элемента следующая: работающая нога плавно движется вперед, назад и снова вперед. При этой позе обе ноги предельно вывернуты и натянуты. Корпус спокоен и подтянут, бедра и плечи ровные.
Пируэт
Репетиция 3D-трансляции балета «Лебединое озеро» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге
Термин происходит от слова pirouette — «вращаться вокруг собственной оси». Пируэтом называют полный оборот или несколько оборотов артиста на месте, на полупальцах или пальцах одной ноги. Отдельные пируэты соединяются между собой па — танцевальными шагами. Во время пируэта танцор движется по прямой или по кругу.
Энергичное и стабильное вращение — один из важных навыков артиста балета. Часто танцоры совершают вращения в двух направлениях: en dehors (наружу) и en dedans (внутрь). Обороты наружу делают на правой ноге вправо или на левой ноге влево. Пируэты внутрь выполняют на правой ноге влево или на левой ноге вправо.
Плие
Сцена из балета «Хореографическая игра 3x3», Мариинский театр
Термин происходит от французского plier — «сгибать». Элемент выглядит как приседание на одной или двух ногах в любой из существующих позиций. Различают деми-плие — полуприседание, во время которого пятки прижаты к полу, и гран-плие — глубокое приседание, когда колени максимально сгибаются, а пятки слегка отрываются от пола.
Плие не поражает эффектностью, но является важным связующим элементом танца. Балетмейстер и основоположник теории русского классического балета Агриппина Ваганова утверждала: «Именно сильный навык хорошего plie делает исполнение балетом, а не просто набором упражнений. Если у танцующего нет plie, исполнение его сухо, резко и непластично».
Фуэте
Сцена из балета «Лебединое озеро», Мариинский театр
С французского fouetter переводится как «хлестать, подгонять». Это тот самый вид стремительного и эффектного вращения на месте, где одна нога опорная, а вторая раскрывается в сторону и сгибается, подгоняя и вращая артиста балета. Танцовщик может сделать 16, 24 или 32 хлестких круга.
При этом у артистов есть секрет, который объясняет, почему у них не кружится голова в подобной центрифуге. Хитрость в том, что при фуэте танцовщики смотрят в одну точку и не поворачивают голову. Так артисты избегают мельтешения и как следствие головокружения.
Только в зрительном зале можно увидеть всю красоту и утонченность исполнения па-де-де, пируэта и фуэте. Занимайте места в залах Мариинского и Большого театров, чтобы насладиться изяществом «Ромео и Джульетты», «Дон Кихота» и «Лебединого озера».
Ну что Вы, Оля...Классический балет живёт. Там, где есть оперный театр, там и классический балет. Я недавно смотрела постановку из Сиднея - "Дон Кихота". Очень даже неплохо - всё в традициях классики: костюмы, декорации... Только солисты были нэ мэстные. Приглашённые.
Лара, я не о костюмах и декорациях, я о самом танце. Современный балет во многом отличается от классического. Вспомните, почему уехал Барышников. Ему стало тесно в рамках нашего классического балета, захотелось новаторства. Вот оно сейчас и преобладает в мире. Хорошо это или плохо - вопрос вкуса и предпочтений. Но факт остается фактом. Так же, как после развала Союза и свободного перемещения наших артистов, у нас практически исчезли оперные басы - ну не было для них партий в итальянской опере, а немецких было не так много. Сейчас, слава богу, они возвращаются, и мы можем послушать Ивана нашего Сусанина и Бориса Годунова не только в записях времен СССР.
Та ну...Барышников сбежал совсем не поэтому. Это он для интервью придумал сказочку. Новаторство есть, конечно, как и множество трупп современного балета. Но классический балет всегда лежит в основе. Вы видели спектакли Бориса Эйфмана? Гениальные! Танец - современный, а основа - классический танец! Басы? У Россини, Верди, Моцарта -почти везде главные партии. Я из наших знаю только одного хорошего баса - Абдразакова. И ещё одного слышала на концерте солистов Большого театра в том году. Только фамилию забыла... Таких басов, как Шаляпин, Гмыря, Эйзен, пока что нет...
У итальянцев в основном бас-баритон. А это, увы, совсем не Шаляпин. А Барышникова угнетал классический, репертуарный балет. Он хотел создавать свой, выходящий за рамки классического. Не стоит опускать его стремления до материальных, все-таки он был гениальным танцором. Рядом могу поставить разве что Васильева.
Оля, разве я хоть слово сказала о материальном? Почитайте - что о нём говорил его учитель Капралис, а позже и педагог Пушкин... Лично я Барышникова гениальным не нахожу. До Васильева ему далеко.. Страшно завидовал Годунову за высокий рост, а Михаил - маленький, героические партии были не для него. Годунова предал. Да ну его... Оль, а что такое в Вашем понятии бас-баритон? У Шаляпина был уникальный голос - высокий бас. Не знаю -у кого ещё...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 13
Там, где есть оперный театр, там и классический балет.
Я недавно смотрела постановку из Сиднея - "Дон Кихота".
Очень даже неплохо - всё в традициях классики: костюмы, декорации...
Только солисты были нэ мэстные. Приглашённые.
Новаторство есть, конечно, как и множество трупп современного балета.
Но классический балет всегда лежит в основе.
Вы видели спектакли Бориса Эйфмана?
Гениальные! Танец - современный, а основа - классический танец!
Басы? У Россини, Верди, Моцарта -почти везде главные партии.
Я из наших знаю только одного хорошего баса - Абдразакова.
И ещё одного слышала на концерте солистов Большого театра в том году. Только фамилию забыла...
Таких басов, как Шаляпин, Гмыря, Эйзен, пока что нет...
Лично я Барышникова гениальным не нахожу. До Васильева ему далеко..
Страшно завидовал Годунову за высокий рост, а Михаил - маленький, героические партии были не для него.
Годунова предал. Да ну его...
Оль, а что такое в Вашем понятии бас-баритон?
У Шаляпина был уникальный голос - высокий бас.
Не знаю -у кого ещё...
А кто это - бас -баритон?