10 февраля 1837 года, получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, умер Пушкин.
Как это было?Что увидели его друзья в последние дни жизни великого поэта?
Ведь смерть человека очень многое может сказать о его жизни.
У нас есть счастливая возможность узнать это из воспоминаний многих близких семье Пушкина людей.
Но самые обширные и фактологически точные отчеты о последних днях поэта мы находим у Василия Андреевича Жуковского, человека, который неотступно находился у постели умирающего.
В его записях и, конечно, в последнем письме Сергею Львовичу Пушкину отразилось многое:
и отношения Александра Сергеевича с императором Николаем I,
и преображение умершего в смерти,
и отношение самого Жуковского к дорогому другу.
Влияние Василия Андреевича Жуковского на формирование Александра Сергеевича Пушкина как поэта велико и признано всеми.
Виссарион Белинский сказал когда-то, что без Жуковского мы бы не имели и Пушкина.
Их дружба была вполне закономерна, как закономерно притяжение двух гениев-современников.
Много работ написано о заимствованиях традиций Жуковского в творчестве Пушкина.
Много исследований по вопросу отношений Пушкина и царской власти, где непременно рассматривается личность Жуковского-придворного и его непрестанная помощь молодому поэту.
Однако ничтожно мало написано о роли Василия Андреевича в печально известной последней пушкинской дуэли.
А ведь он – единственный человек, писавший конспективные заметки о ходе этого дела (от самого начала – 4 ноября 1836 года, до самого конца – посмертного обыска в квартире поэта) непосредственно во время событий.
Он оставил точные сведения, пошаговое развитие конфликта Пушкина с Геккернами, голые факты без оглядки на цензуру.
Оставшиеся записки и письма свидетельствуют о фактической точности этих конспективных заметок.
Важен не только событийный ряд, но и чуткие заметки Жуковского о душевном состоянии Пушкина.
Оттуда мы узнаем: раненого Пушкина принесли в дом и сразу послали за Жуковским. Он два последних дня находился неотступно у постели умирающего, вывешивая для посетителей на дверь листки о состоянии поэта.
Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи.
Записку передал Жуковский.
В ответ Пушкин получил следующие слова:
«Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».
Хорошо известны слова Николая I, сказанные Жуковскому, что Пушкина «насилу заставили» умереть как христианина. Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что
«в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься. Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром».
После смерти Пушкина Жуковский обратился к царю с просьбой отметить смерть Пушкина специальным рескриптом.
«...Мы насилу довели его до смерти христианской»,
– сказал тот в ответ. Из этих воспоминаний видно, что Николай I весьма скептически относился к религиозности поэта.
Также известно, что еще до записки императора Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», которым оказался отец Петр из Конюшенной церкви.
Жуковский точно описывает состояние священника:
«Выйдя после исповеди от Пушкина, он явно был растроган, сказав: “Я стар, мне уже недолго жить... И Вы можете мне не верить, хотя на что мне обманывать, но я скажу, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую он имел”.
Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта».
В том, что Пушкин умер христианином по своей воле, не остается сомнений. Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта.
Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России.
В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о (явной) глубине горя императора и всей России.
Комментарии 1