Почему историков возмутил фильм «Сибирский цирюльник».
На примере фразы «Джейн отказали в подорожной»
Киноэпопея оскароносного Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» четверть века назад обсуждалась в России нешуточно: обычный зритель в голодные 90-е отправился в кинозалы смотреть самый дорогой фильм тех лет с любимым Олегом Меньшиковым в главной роли; кинокритики восторгались, а историки возмущались. Голоса специалистов потонули в восторгах.
Чем были недовольны историки? Давайте разберём на примере одного сюжетного хода: почему главная героиня не отправилась в Сибирь аки декабристка?
На всякий случай напомню сюжет: в 1885 году в Россию приезжает американка Джейн… э-э… дама с заниженной планкой социальной ответственности.
Джейн наняли за деньги проделать работу: своими чарами убедить высокое начальство профинансировать создание машины по рубке леса.
Джейн охмуряет высокое начальство
Агрегат называется «Сибирский цирюльник».
Американка между делом соблазняет юнкера Толстого, который по сюжету намного ее моложе. Юноше лет 16-18.
Юноша, не догадываясь о «работе» любимой дамы, в порыве ревности нападает на объект, который должна очаровать Джейн.
Толстого судят, ссылают в Сибирь. А Джейн выходит замуж за старика, чтобы у сына от Толстого был официальный отец.
А почему Джейн не поехала за любимым, как это сделала горничная (персонаж, сыгранный Анной Михалковой)?
По сценарию «Джейн пыталась догнать Толстого в пути в Сибирь, объясниться с ним или хотя бы попрощаться. Но ей было отказано в подорожной».
Отказ в подорожной - уже историческая несуразица, обидная еще тем, что слово это встречается во многих произведениях русских классиков. И узнать, что такое «подорожная», кому и как она выдавалась, не составляет никакого труда.
Исторические реалии таковы, что Джейн могла свободно поехать в Сибирь. В 1885 году (когда разворачивается сюжет фильма), журналисты из США отправились по этапам Сибири. Они знакомились именно с местами проживания ссыльных и каторжан. Американцев особенно интересовали условия жизни тех, кто оказался в Сибири по политическим делам.
Изданную в 1891 году книгу переиздают и в наше время.
Подорожная, из-за отсутствия которой Джейн даже не попрощалась с Толстым, - это документ, в котором фиксировалась оплата проезда по России. Есть два устаревших синонима: «повёрстные деньги» и «прогоны». Перед поездкой на почтовых лошадях оплачивалась предстоящая дорога (ничего нового для 2024 года). Оплата шла по количеству верст, которые предстоит проехать.
На почтовых станциях уставшие лошади менялись на отдохнувших.
Кадр из фильма "Станционный смотритель", на такой станции уставшие лошади получали корм, воду и отдых в стойле, а путешествующий продолжал путь на тех лошадях, что уже отдохнули.
В подорожной указывалось, за сколько верст заплачено и за сколько лошадей. Ямщик довозил до почтовой станции, путешественник предъявлял подорожную станционному смотрителю, а тот заносил сведения, кому и сколько лошадей он предоставил.
Подорожная - по сути билет до конечной станции назначения, купленный до начала путешествия. Мы и сейчас проводнику вагона или стюардессе лайнера не честные глаза, а купленный билет показываем.
Если путешественник в XIX веке ехал по «казенной надобности», т.е. в служебную командировку, то «прогоны» оплачивала казна. Путешествующие по своим делам раскошеливались сами.
Фраза «ей отказали в подорожной» аналогична заявлению вокзального кассира: «Я вам билет не продам, мне вы не нравитесь!»
В Сибирь Джейн могла отправиться и без подорожной. Как мать повезла Татьяну Ларину на ярмарку невест в Москву: «на долгих» или «на своих». Ехать на своих лошадях медленнее, чем на почтовых. Поэтому и встречается в литературе XIX века слово «на долгих». Лошадям нужен был отдых между «прогонами». Из-за этого путешествие длилось дольше, чем на почтовых лошадях согласно подорожной, зато дешевле:
«К несчастью, Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих».
Лошадей для поездки по стопам жен декабристов Джейн могла нанять. Проезжать часть пути и нанимать новых. Правда, это дорогой способ путешествовать по России XIX века.
Сценарий «Сибирского цирюльника» писался еще в 1980-е годы (отрывки были опубликованы в журнале «Киносценарий»), хотя сам фильм вышел на экраны в 1999 году. Знал ли один из сценаристов и режиссер Никита Михалков, что такое подорожная?
Узнаете фильм? 1972 год. «Станционный смотритель».
И это совсем печально: потомок бояр Михалковых снялся в главной роли в фильме по произведению, которое в школе изучают (или проходят), и даже не понял, о чем оно? Где и как его герой оказался, и чем занимается отец понравившейся девушки.
И в завершение. Если у героини «Сибирского цирюльника» Джейн не было денег на оплату прогонов или на поездку на своих (наемных) лошадях до Сибири, то достаточно заявить о желании венчаться с сосланным Толстым. Она отправилась бы к любимому не как в начале фильма, в пульмановском вагоне I класса, зато бесплатно.
В 1885 году (год начала сюжета фильма) в Сибирь поехало 18843 человека. Треть из них - это женщины и дети, которые поехали добровольно. И поэм «Русские женщины и русские дети» никакой Некрасов не писал.
Весь захваленный фильм «Сибирский цирюльник» состоит из ляпов и несуразностей а-ля «отказали в подорожной». Самые крупные выдумки создателей киноэпопеи историк Александр Кибовский разобрал в отдельной книге.
Михалков же на все обвинения отвечал, что показал Россию какой она должна быть. Тогда фильм не нужно называть историческим.
Хотя… Лет пять назад опрос показал: европейские подростки считают, что сериал «Игра престолов» - исторический, а раньше жили драконы, но исчезли, потому что ушла магия.
Ну какие голодные 90 е?Фильм вышел в прокат 30 октября 1998 года.Вполне сытое и жирное время!!! Правда 17 августа произошёл небольшой дефолт и рубль с 6 рублей, опустился до 25 рублей за доллар.При нынешних 90 ,это шикарная цена)))
Зато Никита Сергеевич рассказывал, что мундиры киношных юнкеров были пошиты из того же сукна, из которого шили настоящие мундиры для настоящих юнкеров, а актеры, дабы вжиться в роль, жили в казарме и изучали те же науки, что преподавали в юнкерских училищах. Каким образом мне, как зрителю, это помогло бы проглотить развесистую клюкву от Михалкова, я так и не поняла. Лубок какой-то, а не фильм.
Странно, что сценаристам и режиссëру отказано в праве описать героиню, как небогатую, зависимую от случайного заработка американку. Странно, также, что авторы очередного укуса задницы Михалкова, не пытаются сверить собственные знания истории с легко и общедоступной Википедией, где Подорожная грамота описана, как государственный документ, дающий право еë владельцу на пользование государственным же транспортным ресурсом за государственный счёт. Так почему нельзя было в ней отказать? Чтобы получить подорожную, требовалось обратиться к местным властям. Подписывал документ обычно сам губернатор или вице-губернатор. Если же требовался выезд за пределы государства, то документ подписывал сам император. "Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть сберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом." Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга ...ЕщёСтранно, что сценаристам и режиссëру отказано в праве описать героиню, как небогатую, зависимую от случайного заработка американку. Странно, также, что авторы очередного укуса задницы Михалкова, не пытаются сверить собственные знания истории с легко и общедоступной Википедией, где Подорожная грамота описана, как государственный документ, дающий право еë владельцу на пользование государственным же транспортным ресурсом за государственный счёт. Так почему нельзя было в ней отказать? Чтобы получить подорожную, требовалось обратиться к местным властям. Подписывал документ обычно сам губернатор или вице-губернатор. Если же требовался выезд за пределы государства, то документ подписывал сам император. "Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть сберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом." Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» Странно, что на этом основании можно возбудить мнение о серьëзном историческом искажении, а на основании этого мнения отменить и всякое самовыражение Михалкова. Мне фильм нравится, а мнение невежд мою симпатию укрепляет.
Автор вообще не понял о чем речь. Нужно было узнать место назначения каторжника, получить разрешение на проезд к месту и разрешение на свидание. Тем более иностранному гражданину. Чужой женщине это было нереально получить. Людям с таким разрешением нужно было отмечаться на каждой станции, у каждого уездного начальника. Вот это разрешение и названо в фильме подорожной.
Автор, Михалков не заявлял что его фильм исторический, он художественный. Второе, что бы поехать за каторжанином в ссылку, нужно было получить дозволение императора, и третье Джейн должна была сделать свою работу, отработав тем самым полученный гонорар. И еще., в " Станционном смотрителе" герой Михалкова прекрасно знал, кто отец понравившейся барышни. Я так понимаю вам очень не нравится Михалков.
Томительный, палящий день Сгорел; полупрозрачна тень Немого сумрака приосеняла дали. Зарницы бегали за синею горой, И, окропленные росой, Луга и лес благоухали. Луна во всей красе плыла на высоту, Таинственным лучом мечтания питая, И, преклонясь к лавровому кусту, Дышала роза молодая. Денис Давыдов. 1826 г.
Невесту внесли в церковь на кресле. Гости переглянулись. Исхудавшая девушка в лиловом платье была бледна, но щеки ее горели лихорадочным румянцем. Жених, приват-доцент Санкт-Петербургского университета, Илья Мечников заметно нервничал.
Александр Михайлов. Он мог остаться в море навсегда, но оказался в числе счастливчиков.
Встретила его поседевшая мать Он мог бы стать моряком и никогда не появиться на большом экране. Мальчик с детства мечтал о море и несколько раз сбегал из дома в надежде попасть в Нахимовское училище. Уговорил маму переехать во Владивосток и даже стал матросом-мотористом. Но после того, как едва не погиб, сошел на берег. А потом случайно оказался в театре и влюбился. Такой у него характер. Если полюбит, то сразу и безоговорочно. Павел Зубов из картины “Мужики!..”; Василий Кузякин ил фильма “Любовь и голуби”; комендант Фролов из комедии “Одиноким предоставляется общежитие”. Эти герои в его исполнении на
Самое неоднозначное из всех чудес, совершенных Иисусом, описано Матфеем и Марком и относится к последним дням его земной жизни. Согласно Евангелию от Матфея, Иисус проклял смоковницу за то, что она не дала ему плодов, когда тот был голоден. Но почему Иисус вообще подошел к дереву, если плоды еще не созрели?
МАКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ 1839 - 1915 ~~ ЗА ЧАЕМ. 1914
На Руси жители узнали о чае только в начале 17 века. Очень долго он стоил дорого, поэтому его не могли себе позволить простые рабочие и люди со средним достатком. В своих домах дворяне очень тщательно оберегали чай: он хранился хозяйками в их спальнях, в небольших ларцах. По этой причине сначала употребление чая считали показателем богатой жизни. Но в начале 19 века он становится доступным для людей и с небольшим достатком. В нашей стране употребление чая наполнилось собственными традициями. И поэтому оно послужило в качестве сюжета для множества картин. Константин Маковский написал картину «Купчиха за чаем» в 1914 году в стиле
Комментарии 19
Правда 17 августа произошёл небольшой дефолт и рубль с 6 рублей, опустился до 25 рублей за доллар.При нынешних 90 ,это шикарная цена)))
Чтобы получить подорожную, требовалось обратиться к местным властям. Подписывал документ обычно сам губернатор или вице-губернатор. Если же требовался выезд за пределы государства, то документ подписывал сам император.
"Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть сберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом."
Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга ...ЕщёСтранно, что сценаристам и режиссëру отказано в праве описать героиню, как небогатую, зависимую от случайного заработка американку. Странно, также, что авторы очередного укуса задницы Михалкова, не пытаются сверить собственные знания истории с легко и общедоступной Википедией, где Подорожная грамота описана, как государственный документ, дающий право еë владельцу на пользование государственным же транспортным ресурсом за государственный счёт. Так почему нельзя было в ней отказать?
Чтобы получить подорожную, требовалось обратиться к местным властям. Подписывал документ обычно сам губернатор или вице-губернатор. Если же требовался выезд за пределы государства, то документ подписывал сам император.
"Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть сберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом."
Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Странно, что на этом основании можно возбудить мнение о серьëзном историческом искажении, а на основании этого мнения отменить и всякое самовыражение Михалкова.
Мне фильм нравится, а мнение невежд мою симпатию укрепляет.
- Я здесь, я там, я всегда!"
Я бдю, Лара. Обращайтесь.
И еще., в " Станционном смотрителе" герой Михалкова прекрасно знал, кто отец понравившейся барышни.
Я так понимаю вам очень не нравится Михалков.