Веер с видом большого Царскосельского дворца (около 1750-х)
В России веер применялся как дополнение к костюму только на балах и в театре, хотя по этикету его необходимо было носить даже на прогулке.
Русский этикет предписывал не раскрывать его до конца.
Вообще, веер как бы уравновешивал женскую фигуру, являлся продолжением, акцентом женской руки.
Ампирные веера были строгими, маленькими, незаметными. В эпоху «историзма» они изготовлялись из экзотических материалов, стали пышнее, с узорчатым силуэтом, в это время планки покрывали изысканной резьбой; затем, на рубеже XX века, эстетика «модерн» и «ар деко» способствовала тому, что объем платья уменьшился, юбки заузились, и появились огромные веера из черных и белых страусовых перьев.
С появлением систем вентиляции необходимость «опахать» себя в театральных или бальных залах исчезла, а ведь до этого температура при съезде гостей на большой бал должна была быть не выше 5 градусов тепла, иначе через час приглашенным уже нечем было дышать.
В дамских туалетных комнатах выставлялись бочки снега для обтирания. Расписные веера с этого времени стали элементом декорации интерьеров, частично заменили традиционную живопись.
Веера с изящным рисунком придавали комнате модный восточный оттенок, хорошо сочетались со светлыми стенами и мебелью.
Веера являются традиционным сувениром, их привозят из путешествий, дарят на праздниках, на балах, снабжая памятной надписью, датой, подписью.
Таков веер, принадлежавший императрице Марии Федоровне с портретами ее детей.
На веерах изображали присутствующих на бале, например, на веере с портретами членов императорской фамилии в виде масок в русских исторических костюмах на балу 1883 года во дворце великого князя Владимира Александровича или тех же лиц в ренессансных костюмах, хранящихся в собрании Эрмитажа.
Веер с танцующими на дворянском балу в Ярославле представлен в коллекции Павловского дворца.
Простой светлый атласный или тюлевый веер с нейтральной росписью и скромным кружевом, подходящий к любому платью, вкладывали в коробки дорогих шоколадных конфет, продававшихся в театре.
Заботливые хозяева заказывали сувенирные веера для дам, которые танцевали быстрые танцы на балах в их доме.
В конце XIX века такие веера десятками расписывали учащиеся Училища технического рисования барона Штиглица.
«Она мне веером сказала…»
Язык веера, изобретенный в Испании для бесед знаками на расстоянии и имевший несколько десятков положений, в России распространения не получил.
В Испании был важен цвет веера:
белый – для невинной девушки;
черный, простой – только при трауре по умершему родственнику;
красный в черном кружеве – для смелого уличного костюма, для корриды; черный, кружевной, полупрозрачный – для скрытого кокетства и проч.
Манера его носить, держать, употреблять приобрела глубокий смысл.
Закрывающийся веер обозначает сомнение;
закрытый – отрицание,
раскрытый менее чем на четверть – скромность, неуверенность, раскрывающийся – одобрение,
согласие,
полностью открытый – всеобъемлющую, безоглядную любовь;
резкие быстрые взмахи – волнение от известия;
похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони – ожидание; похлопывание по ноге сбоку – «следуйте за мной»,
спереди – «я готова следовать за вами»;
прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть – нерешительность;
прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой – «кокетство»;
замедленные помахивания веером, раскрытым на 3/4 – поощрение, «я готова, жду»;
раскрываемый веер с одновременным наклоном головы – «благодарность»;
полураскрытый, опущенный вниз – «невозможность»;
сложенный веер, направленный на мужчину, – «отойдите, уступите дорогу»;
резкий жест сложенным веером рукоятью вперед – «убирайтесь прочь, вон!».
Например, фразу: «Я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в три часа» можно сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами, и веером три раза постукивают по другой руке.
Нет комментариев