Поэмы слепца Гомера знакомы нам с детства. «Илиада» и «Одиссея» выдержали множество переизданий, как академических, снабженных десятками заумных комментариев, так и «вольных» переводов.
История Троянской войны остается популярной и поныне.
Смертельные битвы богов и героев, воспетые поэтом, в истории мировой литературы до сих пор остаются одним из лучших примеров «военного приключения с элементами триллера».
Но кто на самом деле был автором этих замечательных произведений?
Не являются ли они многовековой мистификацией, которая ввела в заблуждение даже самых признанных литературоведов?
Странная судьба поэта
Для начала обратимся к вопросу, кто и когда рассказал самому Гомеру историю Троянской войны. На размышления наводит ряд странных обстоятельств.
Считается, что падение Трои произошло в 1225 году до н.э.
Сам же условный «Гомер» жил примерно в IX-XVIII вв. до н.э.
Таким образом, получается, что некто, чье имя не сохранилось, в подробностях (!) описал слепому юноше все перипетии древней битвы, которые впоследствии были переложены в стихотворную форму.
Согласно официальной истории Гомер был слепым и поэтому что-либо записать был не в состоянии.
Причем при его жизни письменно зафиксировать хронологию Троянской войны никому и в голову не пришло.
Впервые (!) «Илиада» и «Одиссея» записываются «особой комиссией», специально созданной для этой цели афинским правителем Писистратом (годы правления — 560-527 до н.э.).
Следовательно, эти литературные произведения переносятся на бумагу спустя 300-350 лет после смерти поэта и через 670 лет после самой Троянской битвы.
В итоге складывается странная картина: сначала слепой поэт каким-то таинственным образом «в голове» сочиняет и удерживает текст объемом более миллиона знаков, затем поет его своим слушателям, и те выучивают его наизусть.
Когда поэт умирает, его благодарные потомки на протяжении минимум 12 поколений сохраняют эту устно-хоровую традицию, не меняя в тексте ни слова, не привнося ни одного неологизма.
А спустя несколько сот лет тиран Писистрат вдруг (!) решает записать данное произведение, которое за прошедшее со дня смерти поэта время должно было всем изрядно надоесть (представьте себе, что ваши родители, бабушки и дедушки с детства заставляют чадо запоминать более 700 страниц текста и требуют обязательной передачи его в устной форме следующим поколениям).
Причем, если припомнить известные нам реалии жизни Древней Греции, то картина становится совсем уж сюрреалистической — десятки неграмотных пастухов на фоне гор хором распевают изо дня в день поэмы о древних событиях.
И в эти факты нас хотят заставить поверить историки и литературоведы? Уровень подобных рассуждений аналогичен, что некто попытается принудить современных рокеров «задолбить наизусть» толковый словарь Даля и «обязать» их устно передать знания своим детям-рэперам.
Надо ли объяснять, что из этого выйдет?
Где хранились поэмы?
Итак, правитель Писистрат создал «комиссию», которая записала эпос греческих пастухов, и якобы красиво оформила его в виде рукописей.
Вот тут опять начинается непонятное: «Илиада» и «Одиссея» пропадают на пару тысяч лет.
Ни в начале нашей эры, ни в средневековье о Гомере не слышно ни слуху, ни духу.
Видимо, в Греции так устали от бесконечного распевания поэтических строф, что решили «чуток передохнуть».
Период отдыха несколько затянулся, и только к середине XV в. н.э. поэмы вновь «всплывают».
Причем почему-то в виде ссылок в трудах Аристотеля, то есть — на латыни.
И только в 1488 году во Флоренции выходит первое печатное издание Гомера на греческом языке, неполное, с массой пропусков и повторов. Лишь в 1723 году появляется полный перевод «Илиады», сделанный итальянским поэтом Антонио Сальвини с неизвестного и поныне источника.
Где же на самом деле две тысячи лет хранился всеми забытый гомеровский текст?
Если отбросить версию о пастухах, песнях при луне и мифическом субъекте по имени Писистрат, то стоит признать: обе поэмы Гомера обнаруживаются только к XV в. н.э.
Никаких достоверных сведений об их более ранней судьбе нет, ссылки и упоминания в трудах других «античных» авторов в расчет принимать сложно, ибо также существует гипотеза, что в большинстве своем мыслители Древнего Рима и Древней Греции либо жили на самом деле в XII-XIV вв. н.э., либо их произведения являются хорошими имитациями.
Из этого следует вывод — тот, кого мы именуем Гомером, скорее всего жил и работал примерно в XIII веке н.э., и описываемые в поэмах события происходили не в древнем мире, а в средневековой Европе.
А поэт красочно повествует о перипетиях Готско-Тарквинийской войны XI-XIII веков.
Что в общем-то, совпадает с известными нам фактами данных боевых действий, именами участников и регионе столкновений.
Нет комментариев