В 1970-х терминами «колхоз», «колхозно» стали маркировать нечто простое и даже нелепое. То, от чего некоторым Иванам, родства не помнившим, хотелось отвернуться.
Колхоз - антипод «фирме» или ещё какому-нибудь эксклюзиву – подписным изданиям, абонементу в приличный бассейн, билету в Ленком или в Таганку.
Сформировался слой, имевший вполне рабоче-крестьянские корни, получивший кое-какое высшее образование и – возгордившийся своим умением отличать ямб от хорея.
…Кстати, Раиса Захаровна, говорившая Васе Кузякину, что они, дескать, из разных социальных пластов, не просто близка к этому типажу – она представитель этой мерзковатой «касты».
Помните её вопль: «Тьфу! Деревня!» в отношении Надюхи? Оно самое. Хотя, Захаровна, скорее всего, сама с деревенскими предками, вырулившими в иной статус на волне формирования нового общества в 1920-1930-х годах.
Её, эту касту, отличали: снобские фи, поверхностное знание в стиле «обо всём понемножку», ощущение себя – приобщёнными к интеллектуальной прослойке, но главное – отделение себя от «чумазых», которые «не могут играть».
И не просто отгораживание. Ими владел колоссальный страх оказаться «чумазыми» в чьих-нибудь глазах. Именно эти, а не подлинные интеллигенты и потомки аристократов, фильтровали свой круг.
Поэтому «не чумазые» тщательно следили за модой на те или иные книги, фильмы, выставки. Смотри, не перепутай актуального Моне с не особо стильным Мане! Или наоборот?!
В те годы, когда «Неоконченная пьеса…» вышла на экраны, требовалось любить импрессионистов и недолюбливать Передвижников... Да, коллекционировать «старину», цитировать Ахматову и Цветаеву, ...презирать соцреализм и всё советское.
И вот момент истины – эти персонажи, вроде как обязанные благодарить большевизм за возможности, и составили костяк диссидентского движения.
Поэтому герой Табакова в кадре имел не помещичий вид – он нарочито длинноволос, как положено «кухонному» полуинтеллигенту, который, ясен пень, «не чумазый».
А ещё герои, в частности, Платонов и Софья Егоровна в какой-то момент решают всё бросить (то есть бросить своих «половинок», прежде всего), дабы начать новую прекрасную жизнь.
Чеховские персонажи вообще любят сей мотив – о новых горизонтах, но ни черта не делают. Или делают, но плохо, спустя рукава, как тот же учитель Платонов или его друг-недруг врач Трилецкий.
Комментарии 2