«Мальчик и девочка» - все шишки достались девочке...
Обсуждение этого фильма постоянно сводится к вопросу:
«Его запрещали, а если да – почему?»
, ибо режиссёр Юлий Файт настаивал на том, что после киноработы «Мальчик и девочка» (1966) он …долгое время был в опале.
Его следующим фильмом стала «Марка страны Гонделупы» (1977), снятая аж через 11 лет после «скандального» сюжета. По другим версиям, экранизация одноимённого рассказа Веры Пановой прошла «вторым экраном» и не сделалась событием.
Не берусь утверждать, как было на самом деле. Мне тут интересно совсем другое… Во-первых, потрясающая игра молодых актёров – Николая Бурляева и Наталии Богуновой.
Во-вторых, перед нами – жизненная тема. Курортный роман, у которого столь же типичный итог. Правда, здесь показан самый первый курортный роман в жизни начинающего мужчины.
Там есть фраза: парнишку отпускают на юг перед началом «мужской жизни». Имеется в виду, конечно, армия-работа-созидание-дерзание, однако, в контексте данной фабулы это «начало мужской жизни» звучит несколько двусмысленно.
Разумеется, не у всех кавалеров случаются подобные лав-стори, но это – типично и неизбывно. И в рассказе, и в киноверсии хорошо показано, как юный выпускник школы буквально томится в поисках какого-нибудь ощущения.
В конечном итоге он понимает, что
«надо в кого-нибудь влюбиться».
Явлен точный механизм любой курортной интрижки. Всё есть – море, солнце, горячий песок, ароматы цветов, но нет какой-то вишенки на всём этом роскошном торте.
Срочно полюбить! Выбор, точнее взгляд Мальчика падает на Девочку, точнее – девушку-официантку. В рассказе есть нюанс – Мальчик не замечал ту светленькую Золушку, но потребность в чувствах пробудила интерес, и это подчёркнуто.
И отныне (аж до конца путёвки!) она, эта миловидная дева стала центром вселенной. Мальчик искренне восхищается Девочкой. Он даже начинает видеть мир иначе – как череду волшебных открытий.
И вот – финальная встреча. Бурляев гениально сыграл усталость и – желание вырваться. Плыть куда-то дальше – к ещё неизведанным островам (и девушкам). Тогда как она всё больше любит и потом будет ждать писем. Которых не будет. И снова – гениальная сцена – там, где Мальчик пытается выжать из себя строчки, написать той Девочке. Нам показывают героя со спины – и даже спина тут выразительна.
Образ померк, смазался, ушёл. Впереди – долгая, счастливая жизнь. А что же Девочка? Сначала ждала писем от Мальчика, а потом выяснилось, что она ждёт от него ребёнка.
Дальше – как в калейдоскопе. Роддом, злой гений в виде местной нянечки, уговаривающей отдать на усыновление хорошим людям, слёзы, отказ предавать сына, возвращение домой.
И нам показывают, что, обжегшись на «большом и светлом», Девочка, ставшая Женщиной, не может и не хочет подпускать к себе мужчин. Врёт заинтересовавшемуся ею солдату, что есть муж, но он …в длительной командировке.
Её смысл – дитя. Всё. А мораль у этой истории – не лучшая. Как в знаменитой советской песне:
«Сладку ягоду рвали вместе; горьку ягоду - я одна».
Все ухабы достались наивной Девочке, тогда как Мальчик отделался тягостным чувством.
Таким образом, в его сознании закрепилось: так – можно. Вариант нормы. Приехал – развлёкся – уехал – забыл. А потребительское отношение к людям распространяется не только на отношения М + Ж, но и на все остальные сферы. ******************************************************************
«Я вас любил…» - Пушкин, балет и первая любовь
Это фильм о балете, стихах Пушкина, первой любви и – о юности в 1960-х годах. О том, что всё на свете – хорошо, даже, когда «всё плохо» - и девушка не любит, и маячат двойки. Перед нами история старшеклассника – симпатичного и неказистого, интересного и заурядного. С ним случилось то, что должно было случиться – пришла пора и он влюбился. Кто же она? Ученица хореографического училища, девочка-мечта.
Итак, молодёжная мелодрама «Я вас любил…» (1967). Режиссёр – Илья Фрэз, который впоследствии снимет лучшую ленту о юношеских чувствах – «Вам и не снилось…» (1980). Автор сценария – Михаил Львовский. «Я вас любил…» - история дворовых пацанов, у которых в равной степени развит интерес, как к «высокому», так и к «низкому».
Кадр из фильма «Я вас любил…» (1967).
Тусовки, твист, гитара, вышучивание всего и вся, попытки курить и выпивать, двойки-тройки у них соседствуют с пониманием Красоты, как эстетической категории, с умением видеть, понимать искусство. Этот фильм – типичный поток сознания 1960-х – мы видим картины из жизни Коли Голикова (Виктор Перевалов) и его друзей.
Ребята знакомятся с девчатами «из балетных». Девочка Надя – та самая нимфа и муза – поначалу благоволит к Николаю. Разговоры, флирт, вечер танцев, где Коля выделывает замысловатые коленца. Он её провожает, а она …соглашается постоять под окнами. Новостройка, лето, юность, неизведанные чувства. Девушка не хочет идти домой. Следует робкий поцелуй.
А зачем… Что-то сломалось. Наде не понравилось, как её принц развязно общался с каким-то парнем, попросившим закурить. Если честно, тут неясен момент «слома». Что было причиной? Наличие у Коли зажигалки в кармане? Принцы не курят? Лексика, манеры, жесты? В этом возрасте может покоробить всё, что угодно – неудачная шутка, не там взятая пауза, пошлый намёк. И – всё.
Правда, затем, уже зимой, когда ребята идут в Большой театр на «Спящую красавицу», где Надя занята в кордебалете, …она специально ищет Колю среди зрителей. Она буквально впивается взором в пространство. И всем становится ясно, что не забыла, что - рада, что ...быть может - да, а может - нет. Проверяет действие своих дамских чар.
Но эта линия тут не единственная. Мы видим красивую учительницу литературы Лидию Николаевну (Наталья Селёзнёва).
Требующая от учеников искренности, она не подозревает, что сама-то и мыслит штампами. И своими «демократичными», а по факту – авторитарными приёмчиками она не добьётся ничего. Тот же Коля начал изучать Пушкина, когда …влюбился, а та любовь оказалась несчастной. И тут же сами собой выучились те стихотворения.
Наталья Дудинская в роли педагога.
А ещё в этом фильме снимались настоящие балерины. Помимо феечек, реальных дев из хореографического училища, мы видим легенду русского, советского балета Наталью Дудинскую в роли педагога, а также солистку Большого театра – Нину Чистову, действительно танцевавшую партию принцессы Флорины в «Спящей красавице».
Нина Чистова в роли примы, то есть самой себя.
Кино 1960-х – это полудокументальные рассказы, точно выхваченные из жизни. Кроме того, сюжеты бывали незаконченными, «подвешенными», словно мы заглянули в чьи-то окна, а потом – отошли. В этом случае мы не можем знать, помирятся ли Надя и Коля, захочет ли молодая учительница и дальше преподавать, будут ли дружить парни из дворовой компании? Станет ли Надя примой? Ответов нет - есть ощущения.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев