Казалось бы, повесть о сотрудниках уголовного розыска должна быть чисто приключенческой по жанру.
Но на самом деле перед нами та самая "правда жизни", где есть все.
Один год из жизни начальника опергруппы, или по тогдашнему седьмой бригады отдела уголовного розыска Ленинградского Управления Рабоче-Крестьянской милиции Ивана Михайловича Лапшина.
Год этот, 1936, начинается с того, что Лапшин отмечает свое сорокалетие. Очень скромно, в небольшом кругу самых близких друзей и подчиненных.
И основное содержание повести составляет не описание криминала, а очень трогательная история любви неженатого Ивана Лапшина к молодой актрисе ленинградского театра, чье название сходно с ДЛТ, Наташе Адашевой.
Не очень талантливой, не очень развитой душевно и эмоционально, но влюбленной в журналиста, друга Лапшина Давида Ханина.
А у самого Ханина только что умерла любимая жена Лика, и никаких чувств к Адашевой у него нет и быть не может.
И получается, что и Ханин, и Адашева используют Лапшина для эмоциональной разрядки.
Ханин разряжает на нем свое несчастье по поводу смерти жены, а Адашева, не замечая, что ее любит Лапшин, требует от него сочувствия в связи с безответной любовью к Ханину.
А Лапшин к тому же еще должен и жуликов ловить.
В общем, все " как в жизни" - несчастная любовь на фоне борьбы с организованной преступностью в городе Ленинграде в середине 30-х годов.
Через 22 года, в 1959г. Юрий Герман переработает эту небольшую повесть в большой роман "Один год".
Главные герои - Лапшин, Окошкин, Патрикеевна останутся, к ним добавится много новых.
Как всегда, у Германа, это очень интересное произведение.
Немного сместится время действия - с осени 1938 г. по конец 1939 г.
В финале Лапшин и Окошкин принимают участие в советско - финской войне.
Окошкин воюет на фронте, а Лапшин ловит вражеских диверсантов в самом Ленинграде.
И в личной жизни Лапшина имеются изменения в лучшую сторону.
Его все-таки женит на себе та самая актриса из "ДЛТ".
Правда, фамилия ее Балашова, но теперь это не пустышка какая-нибудь, а очень хорошая, умная и любящая Лапшина женщина.
Кстати, сам Алексей Герман к роману "Один год" относился скептически
«Один год», плохо написанная, вся построенная на любви к Хрущеву и желании ему угодить.
Вот уж, что называется, ради красного словца не пожалею и отца.
Какой Хрущев, какая любовь к нему?
Книга о настоящих советских людях, очищающих землю от уголовной мрази, о любви и дружбе.
Не написал Юрий Герман про "культ личности", не разоблачил "кровавую гэбню", с любовью и уважением у этой "гэбне" относится - получи от сынка по полной.
Действие "Лапшина" происходит в Ленинграде.
Главный герой работает в кабинете с окнами на Зимний дворец.
Но Герману необходима была натура убогой советской жизни 30-х годов.
И действие переносится в некий провинциальный областной центр Унчанск. В том же самом Унчанске происходит и действие трилогии Юрия Германа о врачах.
Натуру для Унчанска Герман нашел в Астрахани.
Она удовлетворила его требования к убогости советского бытия
Астрахань была голодная, страшная. Там продавались только головы сомов, а за банку сгущенного молока мы нанимали на весь день горничную, которая следила за нашим мальчиком.
Группа сидела без баб, Миронову почему-то это было глубоко неинтересно. Я предлагал тогда Миронова связать, привязать на веревку и выбросить со второго этажа.
В него вцепятся местные красавицы, которые кричали «Миронов!» за полтора километра, втаскивать их, обтрясать – они будут расползаться под диваны, – доставать, использовать по назначению и выбрасывать. А Миронова за это кормить и отмывать от запаха рыбы.
В роли Лапшина вначале Герман предполагал снимать Николая Губенко. Если соотнести Губенко к тому, как Лапшин описан в повести - спокойный, умный, очень выдержанный, огромная внутренняя мощь и правда, то это был бы идеальный Лапшин.
Но ведь задача у Алексея Германа была показать обреченного человека, такого карася-идеалиста, блаженного исусика
...дурак, но надёжный, верный. Другом его иметь хорошо, но встречаться надо пореже… Он и жертва, и палач одновременно.
который через год-два должен погибнуть, как "жертва необоснованных политических репрессий", при этом взывая в последнем, перед расстрелом, обращении к Вождю: "Товарищ Сталин, произошла ужасная ошибка..."
И почувствовал Герман, что вот такого исусика Губенко не сможет сыграть.
А получится у него самый что ни на есть настоящий Иван Васильевич Бодунов, генерал-майор милиции, начальник уголовного розыска всего СССР, прототип Лапшина.
Губенко отпал.
Потом роль предложили Алексею Петренко, правда, поставили условие - похудеть на 40 кг.
Но Петренко не похудел, а наоборот поправился и, естественно, лихо залезать по стене на второй этаж с бутылкой в кармане в окно к любимой женщине от Петренко требовать было нельзя.
В конце концов осталось два кандидата, которых привезли из Сибири.
Омич Юрий Кузнецов и новосибирец Алексей Болтнев.
Сначала попробовали Кузнецова. Опять осечка
У него было одно свойство, которое совершенно не годилось Лапшину!
Он был чуть-чуть хитрый, в нем была мощная приспособленность к жизни. То есть он бы эту артистку вы...б, а потом помог бы ей немножко в театре. Мне же был нужен один из тех, кого потом истребили. Под визги и крики я взял Болтнева.
Кузнецову придумали небольшую роль начальника райотдела милиции.
С первых дней съемок начался ужас.
Болтнева замкнуло. Вырубило.
Он попробовался хорошо, но первого слова сказать не мог. И второго. И третьего тоже.
Я первую сцену выбросил, ничего не выходило.
Он пьяный гонял по Астрахани на мотоцикле, за ним бежали дети и кричали: «Эсэсовец, эсэсовец!»
Что мне делать? Губенко вызывать? Но на мотоцикле сильно не наиграешь – надо рулить все-таки. И Нина Русланова помогла; постепенно все как-то наладилось, вошло в колею.
С Руслановой тоже были проблемы, она отказывалась играть вместе с Мироновым, поясняя, что он ее как-то тяжко оскорбил.
На съемках в Астрахани Руслановой утром покупали на базаре за чудовищные деньги сметану и творог – она делала маски, лежала в сметане и твороге.
Все стремились к ней в номер, чтобы ее лизнуть.
Вообще-то в роли Наташи Адашевой предполагали снимать Купченко, а Русланова должна была играть проститутку Катьку-Наполеон.
Но Светлана Кармалита сказала, что Купченко - это уже отработанный материал, и взяли Русланову.
На мой взгляд, роль бездарной актрисы ей очень удалась.
Последними утвердили Жаркова на роль Окошкина и Филиппенко придумали роль соседа-судмедэксперта, хотя его пробовали и на роль Ханина.
Продолжение в следующей части.
Старое кино от Хозяина тайги
Комментарии 1