С Константином Григорьевым в фильме «Трактир на Пятницкой», 1978 год
«В ПЕСОК УШЛО ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ»
- Как считаете, вам удалось реализоваться полностью?- Василий Борисович Ливанов (см. его откровенное интервью
https://dzen.ru/a/Yt5O-nSYSiNkBg_b?&, - авт.), с которым мы знакомы еще с юности, вместе снимались в «Коллегах», которого я безумно ценю и люблю как партнера, всегда говорил: «Ты совершенно нераскрытая актриса». Я и сама знаю, что и доли того, что умею, не сыграла. И даже знаю почему.
- Почему?- Кое-кому не угодила. Кое-кому очень нежно и мягко, но отказала.
- Предложение было, разумеется...
- Банальным - переспать! Противно.
Знаете, сколько я, особенно в юности, слышала фраз типа: «У тебя все будет!» Отказывалась от подарков, посылала министров…
Они очень удивлялись, ведь не секрет, что огромное количество моих коллег решают свои кинопроблемы только таким образом.
Но просто у меня другая профессия! На мой отказ мне обычно говорили:
«Не боишься, что больше не будешь играть ни в кино, ни в театре? Просто тихо исчезнешь, и тебя забудут».
Я рассуждала так: я маленький человек, кому надо из-за меня затевать возню масштаба Госкино и Союза театральных деятелей.
Оказалось, надо.
После 1981-го года я стала ощущать, что действительно мстят. Приглашают на главную роль в Киев, неделями уговаривают: «Только приезжай, будешь жить как королева».
Соглашаюсь. И вдруг они исчезают, а через месяц узнаю, что вместо меня уже играет другая актриса.
И все повторяется - раз, два, три, четыре... И я понимаю, что все это неспроста. Позже я узнала, что существует негласный «черный список» и довольно большой. Я же не одна такая - "отказница".
Самое обидное во всей этой истории, что слишком быстро бегут годы. Как говорил мой муж: «Лег, встал - с Новым годом!» И полна сил и, как говорится, юношеского задора, готова работать 24 часа в сутки. Но-но-но...
В песок ушло хорошее время!
Однажды от безысходности и бессилия что-либо изменить я сдуру даже напилась с горя.
Первый и последний раз в жизни. Не выдержала!
-?!– 1978 год. После премьеры военной драмы «Матерь человеческая» (на съемках которой сама не знаю, как выжила, настолько они были сложными и физически, и морально) автор сценария, писатель Виталий Закруткин сказал:
«Тамара, светит тебе Ленинская премия, как минимум. Готовься!»
Все восторгались, осыпали комплиментами, говорили, что я совершила гражданский и профессиональный подвиг. Но – мимо!
За «Вечный зов» обещали Государственную премию. Опять – мимо!
Вскоре звонок из Госкино: вас и Ролана Быкова будем выдвигать на звание «Народный артист СССР».
Быкову дают, меня – опять прокатили.
Как будто специально дразнят, издеваются... Так стало обидно – за себя, за роли свои.
Мой партнер по «Вечному зову» Вадик Спиридонов говорит: «Томка, а ты пошли их куда подальше. Они все вместе взятые мизинца твоего не стоят!» Я так и сделала: позвонила и высказала все, что наболело.
Не стесняясь в выражениях! Выпила за вечер целую бутылку водки. Мама дорогая! Наутро мне было так плохо… И кому я что-то доказала? Только самой себе хуже сделала. С того дня капли спиртного в рот не беру.
«ЗАГАДКА» АКТЕРСКИХ ТРАГЕДИЙ
- В советские времена алкоголь разрушил карьеру и унес немало жизней прославленных актеров…- Да, тогда у нас очень многие так искали спасения, и многие, к сожалению, уже не могли остановиться. Изольда Извицкая, Юрка Богатырев, Васька Шукшин, Марис Лиепа...
А вот Жорка Бурков, которого по его ролям считали беспросветным пропойцей, наоборот.
Когда Васька Шукшин умер, Бурков так перепугался – и пить и курить перестал.
В последней картине, где мы с ним снимались, все говорил:
«Том, ну что ты все куришь! Ты такая красивая, какого хрена тебе это надо, брось. Я два года уже не курю».
«Вот, – отшучивалась, – здоровеньким и помрешь!» Пошутили. А он вскоре и умер. Что-то доставал с антресоли и упал, сломал крестец.
Как мне потом хирург объяснил: Жоркин случай редчайший – один на несколько тысяч таких переломов. Нелепейшая смерть...
- Как вы думаете, почему у нас так повелось: множество любимых народом актеров умирают в нищете или живут забытые всеми?- А у нас как талант, так обязательно драматическо-трагедийная судьба! Все коллеги поют дифирамбы, но – заметьте – с каким удовольствием их хоронят. И только у крышки гроба можно услышать: «Ой, кто же от нас ушел! Кого мы потеряли! Какой талант, какая глыба...
Он (она) могли бы еще та-акое сыграть!» Какого хрена не давали при жизни?!
Кто мешал играть и быть звездой мирового масштаба Майе Булгаковой? Кто?
Никогда не забуду, как в октябре 1994-го я пришла на панихиду в белом зале Дома кино, потихонечку к Майке подошла и говорю: «Май, приготовься! Сейчас будет самый лучший твой творческий вечер. Умоляю, не рассмейся!»
Лариса Шепитько ее вознесла, единственный режиссер, который дал ей главную роль в фильме «Крылья».
И как она там сыграла! А как она пела?! Какая там к черту Эдит Пиаф...
Если бы Майе дали запеть с экрана, Пиаф на родине называли бы «французской Майей Булгаковой».
Такого драматизма, такого трагизма актриса - глыбина.
А что она играла у нас? Вечно плачущая скулящая тетка или юродивая… И так из картины в картину.
Она говорила: «Да хрен с ними! А жить-то как-то надо...» Да, и она посылала всех будь здоров, но все знали Майю как удивительную актрису!
А Андровская! А Окуневская! А великолепная Фаина Раневская разве состоялась в кино?!
Да, характер не сахар! Чуть что, всем доставалось по полной...
Всю жизнь искала своего режиссера. Ее спрашивали: «Нашли?» «Нашла, детка, нашла». «Ну и кто же это?»
«Пушкин!»
Комментарии 8
Зря согласилась на эту роль.
Я ещё даже добавлю: на мой взгляд, Тамара Сёмина -актриса неровная. У неё есть удачи в кино, а есть и откровенные неудачи, как в этом "Участке", в "Трактире на Пятницкой" в Вечном зове" - сильный и режущий глаз наигрыш.
А в этом интервью расхвасталась до неприличия.
Вы теперь вправе излить свои восторги.
Но только с конкретикой.
Самая дикая пошлость, когда людям, не согласным с вашими восторгами, говорят о зависти.
Вы глупы, мадам.
Что до вашего нежелания общаться со мной, это для меня убийственное горе.
Я, разумеется, рыдаю.