На среднем этаже находилась его мастерская, большая и светлая комната с белыми стенами, светлым полом и деревянным потолком,
которые кажутся еще светлее рядом с темной решеткой оконных переплетов и темнокожими кубами мебели.
Поражает, однако, несоответствие между светлой атмосферой, в которой Рембрандт работал, и таинственной темнотой, в которую погружены его печальные старики, сидящие в креслах со сложенными на коленях руками.
Кажется, будто они заключены в подземелье и только узкий луч света ярко освещает их лица и руки. Но ведь написаны-то они были в этой самой залитой светом мастерской!
И лишний раз убеждаешься , что искусство — не ‘зеркало перед лицом природы’, цитируя Шекспира словами Гамлета про знаменитое освещение ‘когда из темноты рембрандтовских углов склубится что-то вдруг и спрячется туда же’ (Ахматова)
— а плод художественного воображения.
Столь эффектную ‘подсветку’ он перенял у Караваджо ( Рембрандт знал его картины через своего учителя Питера Ластмана), а не в природном излучении. Все его ландшафты, окутаны все той же таинственной полутьмой.
Да, Рембрандт реалист, но он еще и поэт, и чтобы реально передать поэтическое чувство, прибегает к условностям искусства.
В центре мастерской художника установлен мольберт,
Комментарии 1