Всем известная песня "Ленинград", впервые исполненная Аллой Пугачевой в далеком 1977 году, имела и другое название - "Монолог Лиды". Кем же была эта Лида, которой великая Примадонна посвятила одну из своих лучших, на мой взгляд, песен?
Канонический текст Осипа Мандельштама, который, разумеется, узнает каждый, в песне немного изменен. Так фонари из "ночных" стали "речными", из строчки "У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса" были убраны "мертвецы", ну и, главное, - это замена Петербурга на Ленинград.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера,
Я еще не хочу умирать.
Пугачеву тогда многие критики упрекали чуть ли ни в вероломстве по отношению к классику. Но то, что в 1977 году Пугачева смогла хотя бы в таком варианте со сцены спеть стихи Мандельштама, когда само имя поэта было под негласным запретом - это уже, по сути, если не подвиг, то определенно - поступок.
Да, ей пришлось пойти на некий компромисс - убрать упоминание мертвецов. К сожалению, в противном случае песню просто бы запретили. А Алла Борисовна очень хотела спеть ее - именно в память певицы Лидии Клемент, о которой речь пойдет ниже. И, к слову, именно ради Клемент Пугачева сознательно поменяла "Петербург" на "Ленинград", ведь Клемент не жила в Петербурге.
А вот фонари стали "речными" случайно. Пугачева во время записи ошиблась, потом, правда, сделала дубль с правильными словами, но редактор, монтирующий пластинку, просто не обратил внимания, и на диске появился первый вариант.
Кстати, когда в 1978 году Пугачева исполнила эту песню на концерте в ленинградском Дворце спорта "Юбилейный", то шесть тысяч зрителей в едином порыве встали и стоя дослушали ее до конца. И многие в зале плакали. Очевидно, это были те, кто еще помнил выступления Лидии Клемент.
К слову, Лида стала певицей, как это часто бывает, совершенно случайно. Да, она с детства любила петь, училась в музыкальной школе по классу фортепиано, была солисткой в школьном хоре. Но когда пришла пора ей выбирать профессию, ее мама, Екатерина Гордеевна, пережившая вместе с Лидой всю блокаду в Ленинграде, настояла на поступлении дочери в "нормальный" вуз, дающий хорошее инженерное образование.
В этом же убеждал ее и отчим (ее отец, Ричард Германович, скончался еще до войны) - он был архитектором и вполне аргументированно уверял ее, что наиболее востребованы после войны строительные профессии.
Комментарии 23
"Дождь по асфальту рекою струится..
Дождь на Фонтанке и дождь на Неве..
Вижу знакомые мокрые лица -
Голубоглазые в большинстве..."
...Помните, надеюсь, и у Владимира Высоцкого о Ленинграде : "... Не сравнить с Афинами - прохладно...
Правда, немцы с финнами,но - ладно!..."
...А в России, вроде, генофонд будет меняться в нынешней жизненной ситуации " в сторону более чёрных и узких азиатских глаз"!..
...А песня замечательная!...
И она так гармонично сочетается с таким лиричным голосом милой Лидочки Клемент!..