Именно с этой целью, в самом конце 30-х годов, была введена школьная форма, очень похожая на гимназическую, дореволюционную. Были у учащихся фуражки, широкий пояс по типу военного и даже китель-гимнастёрка, в общем, обмундирование, очень похожее на военное, армейское. В мае 1941 года, новый секретарь ЦК ВКП(б), Александр Сергеевич Щербаков, поручил НарКомПросу подготовить материалы по целесообразности введения раздельного образования, для введения его уже с сентября 1941 года. Но этим планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Период раздельного обучения в СССР Более плотно вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек начал рассматриваться осенью 1942 года. На заседании Совета Народных Комиссаров СССР 24.10.42 г, была рассмотрена записка «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР», где последовательно была рассмотрена проблематика совместного обучения и изложены преимущества раздельного образования. Основной упор делался на два постулата:
1. Природа девочек и мальчиков очень различна и особенно это проявляется в пубертатном возрасте. Подготовку к практической жизни, для детей каждого пола надо строить по своим, особым принципам. 2. Укрепление воспитательной работы и повышение уровня дисциплины. Подробно объяснялись психологические особенности разнополых подростков, находящихся в одном коллективе. Зачастую это проявлялось в «нездоровых» взаимоотношениях и снижении интереса к учёбе. Фундаментом под таким заявлением было утверждение, что за 25 лет после Октябрьской революции, неравноправие между мужчинами и женщинами полностью устранено. А именно борьба с дискриминацией по половому признаку, было главным побудительным мотивом для введения совместного образования в школах. Но было и чёткое осознание, что сразу такие преобразования осуществить невозможно.
Ведь потребовалось бы изменить учебную программу, создавать новые здания и подготавливать педагогов. Поэтому 16.07.43 г, Политбюро ВКП(б), было принято и утверждено решение о поэтапном переходе на гендерное образование. Во всех областных центрах и столицах Союзных и Автономных Республик и крупных городах, с 1 сентября 1943 года, должно было начаться обучение в раздельных школах для мальчиков и девочек. Но при этом, расстояние от места жительства до школы, не должно превышать 3 км. В расчёт принималось и количество школ в данном субъекте. Для перехода на раздельное образование в городе, должно быть, не менее 6 школ. При наличии возможностей, представители городского отдела ВКП(б), могли ходатайствовать о введении такой системы в каком-то конкретном городе.
При всём этом, ответственность за введение новой системы была возложена на представителей ВКП(б) на местах. Ответственным в Политбюро ВКП(б) был назначен Косыгин А. Н. Контроль был настолько серьёзным, что если осенью 1943 года ученики не могли найти свою новую школу, то об этом докладывали напрямую самому Косыгину, а это как-никак уровень председателя СовНарКома.
Подробности перехода к раздельному образованию.
В мужских школах планировалось больше времени уделять военной подготовке, лабораторным и практическим занятиям по физике, химии, биологии. В женских школах упор делали на эстетическом развитии учениц. Но количество учебных часов, уделённых базовым предметам, не снижалось! Сложности проявлялись с самого начала этой реформы. В связи со сложной обстановкой в военное время, некоторые школы были не подготовлены.
В некоторых обучение проводилось в 3 смены, например, в г. Дзержинске, половину осени 1943 года, за двухместной партой сидели по 3-4 ученика. По мере освобождения оккупированных территорий в школьную реформу вливались новые субъекты, и тут проявилась ещё одна сложность – наполняемость. Например, в Ставрополье, после освобождения, осенью 1944 года, был отмечен сильнейший дисбаланс. Девочек в школах была в 7-8 раз больше, чем мальчиков. Учитывая, что удалённость школы от места проживания ученика не должна превышать 3 км, введение раздельного образования было сопряжено с совместным обучением в ряде школ. Для этого случая даже был издан специальный указ от 03.11.44 г, за подписью Косыгина. Сложность проявилась в отсутствии педагогов.
В некоторых областях недобор учителей составлял более 1500 человек. При этом многие из педагогов были заняты на непрофильных работах, например, на заводах. В Новосибирской области, в 1944 году, с заводов и фабрик было возвращено в школы более 700 учителей. В этом же, 1944 году, после окончания школы начали выдавать не Свидетельство об образовании, а Аттестат зрелости! То есть было возвращено дореволюционное название документа. Продолжалось это до 1962 года. Особенностью реформы раздельного образования в СССР было то, что подавляющая часть таких школ была расположена в РСФСР! В Союзных Республиках такие школы встречались только в столицах. В 1948 году, была учреждена первая школа с углублённым изучением иностранного языка. В ней даже часть предметов преподавалась на иностранном языке. Это были зачатки «языковых спецшкол». Но и зарплата сотрудников таких заведений, были увеличены на 50%! Ведь им надо было знать в совершенстве и профильный язык. К 1954 году, на территории РСФСР, в 150 городах 2323 школы функционировали в системе раздельного обучения.
Комментарии 52
Странно слышать про учителей, что они, мол, теперь в большинстве своём все неучи. Особенно от тех, кто в школе не работает.
С учителями довольно плотно была знакома в течение двенадцати лет, не встретила среди них по-настоящему образованных и грамотных людей.
Были несколько человек из старой гвардии, но среди молодых -ни одного.
Я говорю не сплетни, а то, что наблюдаю сама - имею такую возможность.
А чушь - это у Ваших "хороших специалистов", которые на бумаге и в многочисленных и никому не нужных отчётах доказывают - какие они хорошие специалисты.
Кстати, я не сказала обо всех поголовно, но то, что среди молодых учителей полно неучей - факт, который Вы, конечно, никогда не подтвердите.