Девятый номер За Рулем за 1987 год наверняка шокировал своей обложкой не одного меня — советского школьника-первоклашку.
Ведь на ней был изображен потрясающий спорткар, в котором явно угадывалась "восьмерка". Новая модель ВАЗа уже успела примелькаться на улицах, но то, что было в журнале, было настолько похоже на "восьмерку", насколько и ничуть не похоже на неё же.
Из скупой заметки в рубрике "наша обложка" стало ясно, что машину сделали прибалты — уже известный на весь мир Стасис Брундза со своими единомышленниками (С. Заланскас, З.Киверт, В. Силявичус, В. Улицкас, Г. Шилинис). "Лада-2108 ЭВА" развивала умопомрачительные 300 л.с. — то есть, была впятеро мощнее папиных "жигулей"! Надо ли еще рассказывать о том, какие эмоции вызывала эта машина?
А теперь по сути записи. К моменту начала выпуска "восьмерки" Стасис Брундза уже успел создать LADA VFTS (ВАЗ-2105 ВФТС) — лучший советский раллийный автомобиль. Разумеется, он сразу же решил перейти на более прогрессивную конструкцию, использовав за основу новинку ВАЗа. Так на Экспериментальном Вильнюсском Автозаводе была рождена EVA. К слову, это — не только (и не столько) женское имя, сколько сокращенная аббревиатура завода.
Регламенты группы B позволял далеко уйти от "исходника", что Стасис и сделал. По сути, от "восьмерки" остался лишь силовой каркас, боковые двери и оптика, да еще хорошо узнаваемый силуэт.
Двигатель нового раллийного болида перекочевал "в базу" — за задние сиденья. Это был глубоко модернизированный мотор 2106 — точнее, заново созданный агрегат на базе "шестого" блока. Шестнадцать клапанов, впрыск топлива (!), турбонаддув… Немудрено, что с 1,9 литра Брундза снял впечатляющие 300 "лошадок".
Конструкция ходовой части сродни суперкаровской — к центральной части кузова крепились подрамники, на которые были установлены независимые подвески. Внешностью занимались специалисты Пренайского экспериментального завода ДОСААФ спортивной авиации — именно поэтому стеклопластиковые панели выглядели так стремительно и привлекательно. Как известно, летать может только красивый самолёт…
Заднеприводный прототип произвел фурор в СССР. Но и западные спортсмены новинкой заинтересовались.
Брундза не останавливался на достигнутом и готовил полноприводную версию LADA S-proto.
Увы, FIA запретила группу B и "ЭВА" осталась невостребованной.
Из двух сделанных экземпляров Lada Eva одна по непонятной причине выкрашенная в желтый цвет машина сейчас находится в музее Брундзы. Вторая, по слухам, ушла за рубеж, где её следы потерялись.
Нет комментариев