ГАЗ-42 в "естественной среде обитания" - на лесозаготовках
Шасси ГАЗ-42
Ящик между фильтром тонкой очистки и бункером предназначен для хранения запаса чурок. С 1940 года ящик стал изготавливаться из дерева
упрощенный вариант ГАЗ-42 с открытой кабиной, вторая половина 1942 года
Довольно удачный газогенератор НАТИ-Г14, который лег в основу автомобиля ГАЗ-41, был при этом не очень удобен для массового выпуска. Его адаптацией под технологические особенности производства на ГАЗе занялся один из его создателей - инженер Н.Г. Юдушкин. Доработанный ГАЗом газогенераторный грузовик стал выпускаться с 1939 года под индексом ГАЗ-42. Устанавливаемый на него газогенератор получил аналогичный индекс.
Размещение газогенераторной установки на раме грузовика было в целом сохранено - с левой стороны к раме крепился бункер для сжигания топлива, с правой стороны рамы располагался фильтр тонкой очистки. Фильтр грубой очистки был размещен под грузовой платформой. За левым передним крылом находился раздувочный вентилятор, который подавал воздух в бункер для лучшего горения топлива. Внешне от ГАЗ-41 новая машина отличалась немного увеличившимся диаметром бункера (454 мм у ГАЗ-42 против 400 мм у ГАЗ-41) при одновременном снижении его высоты до 1460 мм (1580 мм у ГАЗ-41) и высоты фильтра тонкой очистки до 1405 мм (1590 мм у ГАЗ-41). На 15 кг снизился вес газогенераторной установки, но на грузоподъемность машины это не повлияло - она составила 1200 кг.
Для компенсации резкой потери мощности при переводе машины на газовое топливо ГАЗ-42 получил адаптированный для работы на газе более мощный двигатель ГАЗ-ММ, у которого до показателя 6,5 была повышена степень сжатия. Это позволило незначительно увеличить мощность грузовика по сравнению с ГАЗ-41 - ГАЗ-42 выдавал уже 34 л.с. Помимо этого, для улучшения динамики автомобиля было увеличено передаточное отношение в главной передаче - с 6,6 до 7,5. Максимальная скорость ГАЗ-42 составляла 54 км/ч (у ГАЗ-АА - 70 км/ч).
Помимо собственно газогенераторных грузовиков, Горьковский автозавод изготавливал отдельно комплекты газогенераторного оборудования ГАЗ-42, предназначавшиеся для самостоятельной переделки силами автохозяйств обычных "полуторок" в газогенераторный грузовик.
ГАЗ-42 использовался не только гражданскими потребителями. Около 1000 грузовиков эксплуатировалось к началу войны в Красной Армии в удаленных частях. При этом из-за наличия у ГАЗ-42 фактически источника открытого пламени, таким машинам запрещался въезд на склады горюче-смазочных материалов и боеприпасов.
Стоит отметить, что выпуск ГАЗ-42 хотя и резко снизился во время войны, но при этом в небольших объемах продолжался в течение всей ее первой половины (1942 год - 45 машин, 1943 год - 74 машины). В 1944-1945 годах ГАЗ-42 не выпускался, но в 1946 году было выпущено 104 машины. После этого ГАЗ больше к газогенераторной тематике не возвращался, а ГАЗ-42 остался в истории отечественного автопрома как самый массовый довоенный советский газогенераторный грузовик в СССР - общий объем выпуска ГАЗ-42 составил 31956 экземпляров.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев