Причем владыка Иоанн постоянно подчеркивает, что обращается в первую очередь к нам, чадам церковным. «Тяжелую и трудную, но жизненно необходимую работу по возрождению России никто не сделает за нас» — таков итог его статьи «Битва за Россию».
Поэтому наряду с личным покаянием каждого в своих грехах и исправлением своей жизни нам, смиренным грешникам, необходимо выполнить «наш долг перед Богом, доверившим нам Россию в нелегкий час» — в этом заключается путь ко спасению каждого отдельного человека и всего нашего народа, утверждает владыка Иоанн в статье, которая так и называется — «Путь ко спасению».
Прислушаемся, к чему призывает нас этот мудрый архипастырь: «Великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы — и никто другой — можем и должны воссоздать державу Святорусскую», то есть православное царство во главе с православным царем. В этом состоит личный религиозный долг каждого, «личный религиозный долг как частица всенародного служения», — пишет митрополит Иоанн в статье «Тайна беззакония». И продолжает: кто же, «боясь лишений и тягот, отречется», того «неизбежное отлучение от благодати… лишит всякой надежды на милость Божию и личное спасение».
Выходит, не спасет свою душу лично каждый из нас, если будет заниматься только своими грехами, только личным покаянием и не будет участвовать во всенародном служении по воссозданию Святорусской державы — православной монархии.
Таким людям придется «строго отвечать перед нелицеприятным судом Божиим за то, что презрели свое служение народа-богоносца» — вот каким суровым предупреждением всем нам, православным христианам триединой Руси — Великой и Малой и Белой, завершает митрополит Иоанн свою статью «Путь ко спасению».
Выходит, медвежью услугу оказывают нам те, которые советуют оставить всякую надежду на возрождение православного русского царства. Они хотят, чтобы мы не трудились для спасения триединой России — избранницы Божией, по выражению Святых Отцов, повторенному владыкой Иоанном, — и за это строго отвечали бы перед судом Божиим, «лишившись всякой надежды на личное спасение». Эти лжепастыри учат: не ваше дело думать о России, о народе; это отвлекает вас от плача о своих грехах; вы не должны знать никого и ничего в мире, кроме одного — своих согрешений.
Но все святые во все времена учили совершенно иначе, а именно: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Митрополит Иоанн пишет то же самое: «Недопустимо и безнравственно стоять в стороне от жизни, прикрываясь мнимой «неотмирностью» тогда, когда твоя Родина и твой народ находятся на краю гибели» («Одоление смуты»).
А лжепастырям, советующим забыть пророчества русских святых о воскресении Руси, можно ответить словами того же владыки Иоанна:
«Сегодня, когда главный вопрос нашей жизни, нашей судьбы, нашего спасения вечного — это вопрос: «Воскреснет ли наша Россия?» — равнодушие и промедление недопустимо» («Голос вечности»). К этому можно еще добавить, что вопрос этот является главным для всех нас во всей триединой Руси, поскольку, по словам прп. Лаврентия Черниговского: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию.
Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте».
Сейчас есть немало учителей, которые, желая ввергнуть нас в уныние и панику, авторитетно заявляют, что нечего пытаться изменить ситуацию к лучшему, что все лучшее осталось в далеком прошлом, впереди — одно худшее. Конечно, к худшему православный христианин всегда должен быть готов, но и добиваться лучшего — его обязанность.
Таким людям хорошо ответил митрополит Иоанн: «Громогласные стоны «Россия гибнет!», «Пропала Святая Русь» и им подобные есть свидетельство… злонамеренного желания посеять в среде русских людей панику», — пишет он в заключение своей статьи «Державное строительство», посвященной, как видно из названия, воссозданию православной Русской державы.
Как видишь, митрополит Петербургский Иоанн призывал возрождать державу Святорусскую, несмотря на отсутствие в народе глубокого покаяния. Владыка Иоанн писал: «Причин для уныния и отчаяния у нас нет. Поводов — сколько угодно, а серьезных, глубоких причин нет». «Церковь может стать — и станет! — опорой возрождающейся России». И далее: «Для того чтобы совершилось чудо, нужна сила Веры. Если мы сможем в себе эту силу сохранить и приумножить, тогда сбудутся и многочисленные пророчества о воскресении Святой Руси».
«У нашего народа, — продолжает митрополит Иоанн, — есть все для того, чтобы это воскресение состоялось. Есть привычка к напряженному, внутреннему труду, готовность к самопожертвованию и терпению, нерастраченный запас державной мощи и соборной любви. И — главное — есть Святая Церковь Православная», которая остается Святой, несмотря на изощренные попытки разрушить Церковь изнутри. Церковь выстояла и живет, и поныне является «залогом будущего воскресения Святой Руси». Это и есть, утверждает петербургский архипастырь, торжество Православия. Он так и назвал эту свою статью — «Торжество Православия» — в назидание всем, кто сеет маловерие и панику и заявляет, что не видит признаков возрождения Православия.
Здесь можно вспомнить митрополита Иоанна (Снычева), который в своем обращении к казакам юга России в 1993 г. писал: «Скажу вам, казаки, просто и прямо — без уверток: тот, кто уходит из РПЦ (какими бы «благовидными» предлогами он ни пытался оправдаться), бросает свою мать… Теперь же, когда Святой Матери-Церкви особенно тяжко, когда на нее (зная ее решающую роль в сохранении жизнеспособности нашего народа) ополчились все силы ада, вся земная мерзость и мразь, весь огромный, веками отработанный аппарат мировых закулисных центров — вы, вместо того чтобы помочь ей в смертельной борьбе, бросаете ее…
Одумайтесь — хранителем благочестия в Православной Церкви является весь народ церковный, и никто не сможет избежать своей доли ответственности на Страшном суде Христовом. Святую Русь не воскресишь, бегая из «юрисдикции» в «юрисдикцию». Ее нужно заслужить верой и верностью, вымолить, выплакать. Казаки, вы воины. Так скажите мне, хорош ли тот солдат, который во время боя выбирает окоп по принципу «где посуше»? Хорош ли тот воин Христов, которого Небесный Военачальник поставил на брань лютую, брань духовную в одно место, велев ему: «Крепися и мужайся… ниже убойся: яко с тобою Господь Бог твой во всех, аможе аще пойдеши» (Нав. 1. 9), а после сражения нашел этого воина невесть где, лишь потому что «там удобнее»?»
Также и старец Николай (Гурьянов) просил своих духовных чад не покидать Церковь. И это при том, что этим всероссийским старцам лучше нашего были известны все нынешние отступления нашего Священноначалия от чистоты Православия. Не случайно митрополит Иоанн напоминает нам, что хранителем веры является весь православный народ. Поэтому очень важно, чтобы мы — рядовое священство и миряне — не отступили от чистоты Православия вслед за иерархами.
Припомним пророчество свт. Феофана Полтавского, переданное ему старцами, о том, что русский царь, избранный Самим Господом, «прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место». Прислушавшись к этому пророчеству и помня, о чем нас просили митрополит Иоанн и протоиерей Николай Гурьянов — а они просили не оставлять Церковь! — нам лучше воздержаться от применения 15-го правила Двукратного Собора, позволяющего отлагаться от изменивших Истине архипастырей, предоставив будущему русскому православному царю отложить их от Церкви.
Будем же пока довольствоваться тем, что Господь Сам изымает из церковной среды некоторых явно жидовствующих архиереев и священников; одним посылая скоропостижную кончину, другим — изнурительные болезни. Если же с таковыми архиереями и священниками ничего подобного не происходит, то это тоже по воле Божией, чтобы мы бодрствовали, не расслаблялись и приобретали духовный опыт в борьбе за Церковь Православную и Русь Святую.
Когда же на Руси будет царь, то и вопрос печати антихриста для нас будет несущественным, так как мы будем для него недосягаемы. По пророчеству святого Лаврентия Черниговского: «Русского православного царя будет бояться даже сам антихрист». А для этого нам нужно денно и нощно желать, чтобы Господь даровал нам Своего Помазанника.
Комментарии 6