Бог Ящер (Юша, Яша, Йеша, Яже, Язе, Юша-змей, Jasse) - один из богов древних славян-язычников, который заведует подземным и подводным миром. Сам вид бога Ящера представлялся славянам по-разному - огромный змей, дракон, ящер о двух головах, крокодил. Именно он в виде драконов и змей изображен на многих предметах быта, архитектурных элементах, элементах одежды, амулетах.
Ящер символизирует нижний мир, подземный, по славянской традиции являющийся миром предков. Ящер также вошёл в народный фольклор и в виде дракона о нескольких головах. Можно с большой уверенностью предположить, что мифологические сказки славян, в которых фигурирует дракон о нескольких головах, что охраняет Калинов мост через реку Смородину, является ни кем иным, а богом Ящером, чья роль со временем забылась, а сам он превратился в некое злое существо, с которым сражается главный герой. Исследователи находят упоминания о Ящере во многих былинах. Особенно сильно поверие в этого бога было распространено в Новгороде, который стоит на реке Волхов и озере Ильмень. Не только сказки или мифы, но и некоторые старинные источники утверждают, что в водах реки и озера жил некий крокодил или коркодил, которому приносили жертвы. Даже после крещения Руси, при каждом отправлении корабля, лодки или другого плавательного судна, моряки обязательно кидали морскому царю Ящеру несколько монет, надеясь на его благосклонность к их путешествию. А.Н.Афанасьев описывает старинный способ принесения жертвы богу-ящеру: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты, и в полночь опускают в прорубь или топят посредине реки». Упоминание, датируемое XI в. есть в «Беседе Григория Богослова об испытании града»: «…Ов (т. е. некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)… бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить». Историк, археолог и знаток русской древности Борис Рыбаков предположил, что в Новгородской Перыни, на месте, где сегодня стоит монастырь Перынский скит, в том самом месте, где Добрыня по указу князя Владимира Красно Солнышко поставил идол Перуна, а потом сверг его в реку Волхов, изначально стояло сразу три идола: в центре - идол Ящера, которому приносили жертвы, просили о дожде, об удаче в рыбной ловле и удачных морских походах, а возле него идолы двух богинь-рожаниц Лады и Лели.
Ящер в славянской мифологии заведовал сразу и водной стихией и подземным миром, что в принципе, на уровне мифологии часто приравнивается, то есть, и то и другое считается нижним миром, где обитают души предков, боги, различные потусторонние существа. Ящера в новгородских летописях называли коркодилом. По этой причине, вполне вероятно, и никто не исключает такой возможности, что в реке Волхов и озере Ильмень Новгорода в древности действительно обитала некая гигантская рептилия, которая может быть или одной из рептилий которые известны науке, или рептилией, которая науке неизвестна. Сведения о загадочных крокодилах-ящерах существуют в разных регионах: псковский летописец в XVI веке писал: «В лета 7090 (1582) … Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша». Англичанин Джером Гарсей писал в 1589 году об истории, которая с ним приключилась: "Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилась такое зловоние, что я был им отравлен, и пролежал больной в ближайшей деревне". Некоторые реки и села носят в своих названиях отзвуки прошлых поверий в подводного царя-крокодила: река Ящера и озеро Ящино, сёла Ящера и Малая Ящера, село Спас-Крокодилино.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1