Семаргл (Симаргл, Симарьгл, Семарьгл) - языческое божество, Огнебог, Посланник Богов, охранитель посевов. О значении Симаргла без конца спорят историки и исследователи славянской культуры. Данный Бог был очень известен в языческие времена и даже присутствовал в пантеоне князя Владимира, а, следовательно, ему придавали очень большое значение: «И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Многие учёные сходятся во мнении, что Семаргл выглядит как крылатая собака. Её изображали с огненным дыханием - пламенем, который вырывается из пасти, также Семаргла часто изображали в роли охранителя посевов рядом с полевыми культурами. Всё это приводит исследователей к выводу, что в древности Семаргл был огненной собакой, который охранял посевы и поля. Как огненный бог, Семаргл относится к Сварожичам. В этом смысле его часто сравнивают с индуистским Агни - богом огня. Также славянского Семаргла сравнивают с иранским Симургом (сказочная птица) или Сэнмурвом (полусобака-полуптица), который является вестником между небесным и земным мирами, между людьми и Богами.
Разобраться в образе Семаргла достаточно непросто, и даже самые известные исследователи языческих верований до конца не понимают, какую роль отводили данному Богу. Все суждения сводятся только к изображениям Семаргла, на которых он представлен в виде собаки с огненным дыханием, охраняющем посевы, а также к его сравнениям с иностранными божественными аналогами. Сложность разбора данного божества происходит по той причине, что функции и значения других Богов часто изучают по древнерусским писаниям и рукописям, где они очень подробно описаны. В отношении же Симаргла, которого, однако, включил в свой пантеон Владимир, сведения очень скудные, а иногда даже противоречащие друг другу. Так, например, некоторое время Семаргла считали не за одного, а за двух Богов, потому как в некоторых писаниях его упоминали, как Сима и Регла. В слове Христолюбца: «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)», «Сим и Регл, коим молятся не только невежды, но и попы и книжники».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев