По-бурятски это озеро называется Байгаал-далай. Монгольское слово «далай» — «океан», «великий» — указывает и на размеры, и на святость Байкала (по аналогии с далай-ламой). По преданию кабанских бурят, живущих на восточном берегу озера, однажды земля в этом месте содрогнулась, и появилась трещина с пылающим в ней огнем. Боги не вняли молитвам испуганных людей, тогда они воскликнули: «Бай, гал!» — «Огонь, остановись!» Огонь стал затухать. Постепенно трещина заполнилась водой и осталась в памяти народа под именем Байгаал.
Озеро действительно образовалось на месте тектонического разлома — гигантской трещины в земной коре. По мнению ученых, название могло произойти от тюркского Бай-Куль (Богатое озеро), монгольского Байгал (Богатый огонь) и даже от китайского Бэйхай (Северное море). Русские первопроходцы, проникшие в эти земли в XVII веке, сначала использовали эвенкийское название — море Ламу. И лишь позже позаимствовали бурятское наименование, которое стало произноситься на русский манер — Байкал.
Байкал живой
Местные жители не называют Байкал озером, только уважительно — морем. Придя на берег, с Байкалом следует поздороваться. Купаться не воспрещается, но в священной байкальской воде нельзя мыться и стирать одежду, а также мыть машину. Нельзя плевать в воду или что-то в нее бросать.
Экосистема озера действительно очень хрупкая. Здесь обитает 2635 видов растений и животных. Более 1000 их них — эндемики, то есть встречаются только на Байкале. В последние десятилетия экологическая ситуация вызывает серьезные опасения ученых: началось обмеление, в прежде идеально чистой воде находят следы человеческой деятельности. С 2011 года массово гибнет уникальная губка — главный очиститель байкальской воды.
Жертвоприношения на берегу
Согласно верованиям бурят, в каждой местности обитают свои духи. Для самых сильных из них сооружают обоо — пирамиду из камней, возле которой совершают жертвоприношения. В качестве жертвы выступают сладости и молочные продукты, монеты, хлеб, завязанные полоски ткани, жгуты благовония. По сей день по берегам Байкала и в горах региона можно увидеть возвышения из камней и привязанные к веткам ритуальные шелковые шарфы. Местные СМИ уверяют, что современные шаманы категорически против использования в ритуалах алкоголя: духи гневаются, когда люди употребляют его сами или предлагают обитателям тонкого мира.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев