Код Довженко: на зависть кузнецу.
Метод "кодирования" по Довженко, официально утвержденный Минздравом, не был изобретением с нуля. Психомаг Ашипу еще 6 тысяч лет назад заложил основы, в египетских Храмах сна их развили, а через тысячелетия это научно доработал великий психиатр Владимир Бехтерев. Непосредственным предшественником Довженко считается профессор Рожнов. Он – автор стресс-психотерапии.
Довженко же, обладая огромной харизмой, синтезировал эти наработки в свой шоу-метод. "Кодирование" – это не таблетка и не укол (хотя позже появились и такое). Это мощная и пугающая стресс-психотерапия, основанная на внушении. Пациенту, который воздерживался от алкоголя 10-14 дней, давалась жесткая установка: выпьешь – хана! Процедура сопровождалась болью и шоковым впрыскиванием в рот хлорэтила. Метод бил в горло и мозг, вызывая и страх, и надежду.
Мекка у Изумрудного моря.
Советский Союз был идеальным местом для "сарафана". Это радио сработало как оружие массового притяжения. Феодосия, небольшой крымский городок, превратилась в Мекку для страждущих. Очереди к Довженко стали феноменом. Люди приезжали со всех концов самой большой страны мира, жили в гостиницах и у частников, выстаивали днями и ночами. Таксисты и горничные занимались "прогревом" и были промоутерами этого "лечебного туризма". Истории о том, как жена Довженко выходила на ступени с заветным списком "счастливчиков", которым сегодня "повезло" попасть на сеанс, добавляли ажиотажа. Это уже был не визит к врачу, а паломничество за чудом.
Важным фактором чуда был отбор. Этим занимались врачи-помощники. Отбирали тех, кто с горящими глазами, внушаемых и, желательно, без конвоя жены. Из отборных выбивать алкоголизм было делом техники. Особой.
Ванга и Довженко: две стороны одной медали?
Ровно в то же время, в тысяче ста километрах от Феодосии, чудодействовала Ванга. Были ли общие алгоритмы?
О да.
- И к Довженко, и к Ванге выстраивались огромные очереди.
- Люди приезжали за последней надеждой.
- Оба были фигурами, окутанными ореолом тайны и "магической" силы.
- Их слава распространялась "сарафаном".
- Феномен обоих был использован для развития туризма.
- Оба работали с персональными данными. Для Довженко их готовили в открытую, при сборе анамнеза, для Ванги тайно, не без спецслужб. Оттого она и ясновидела прошлое посетителей.
Наследие "кодирования".
Эффективность метода Довженко – вопрос, конечно, интересный. Сам Довженко и его сторонники заявляли о 90-95% успешных годовых ремиссий. Это когда алкоголик не пил в течение года. Но откуда коллеги могли взять данные об этих 95%? Ведь пациенты уезжали и теряли связь с наркологами из Феодосии. А исследований последствий кодирований всерьез никто не проводил.
Эффективность оценивали мы, врачи наркодиспансеров. Понятно, что мы это делали среди тех, кто сорвался сразу или не сразу. В этом и была причина их обращений. И годовых ремиссий было немного. Мне же, как наркологу и психотерапевту, доставался поток неврозов, вызванных стрессовым кодированием: от психосоматозов и истерических параличей до ПТСР и ощущения "косточки в горле".
Но ведь были и ученики Довженко. С меньшей харизмой, но не меньшим охватом. Они кодировали даже в сельских клубах. И тоже кому-то помогали. Уж как могли.
Тем не менее, феномен Довженко – это не просто страница в истории. Это правда об эпохе надлома, когда появляется запрос на простые решения. Или на очень простые, чем промышляли Кашпировский и ему подобные.
Методика Довженко приказала долго жить. В памяти и в подвалах. В которых люди, похожие на врачей, удовлетворяют архивный запрос на "кодировку". Российские клинические рекомендации, обязательные к исполнению, о кодировании не упоминают.
Зато они вменяют то, что доказанно эффективно и захватывает дух не меньше методики волшебника из Изумрудной Феодосии.
Об этом я планирую рассказывать в данном сообществе.
Будьте здоровы!
#мозгнаприколе #психотерапия #наркология #юмор #работа #кодирование #довженко #запискиспередовой
Нет комментариев