Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Имя в миру Матрона Дмитриевна Никонова
Родилась 1881[1] или 1885
Себино[d], Епифанский уезд, Тульская губерния, Российская империя
Умерла 2 мая 1952[1]
Сходня, Химкинский район, Московская область, РСФСР, СССР[2]
Почитается в Русской православной церкви
Канонизирована 1999 год
В лике блаженных
Главная святыня мощи в Покровском монастыре в Москве
День памяти 23 февраля (7 марта) в високосный год или 23 февраля (8 марта) в невисокосные годы (обре́тение мощей)[3][4], 19 апреля (2 мая)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Матрона Дмитриевна Никонова
Матро́на Моско́вская (урождённая Матро́на Дими́триевна Ни́конова[5][6]; 1881[7] или 1885[8], село Себино, Епифанский уезд, Тульская губерния (сейчас Кимовский район, Тульская область) — 2 мая 1952, рабочий посёлок Сходня, Химкинский район (сейчас Городской округ Химки), Московская область[9][10][11]) — святая Русской православной церкви.
Содержание
1 Биография
2 Канонизация
3 Почитание
4 Критика
5 Фильмы о святой Матроне
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
Биография
Матрона родилась в крестьянской семье в 1881 году (житие святой). Существуют версии, что она родилась в 1883 (данные сельскохозяйственной переписи Тульской губернии 1911 года) или 1885 году (регистрационная книга Даниловского кладбища 1952 года). Девочка родилась незрячей, у неё не было глазных яблок. В семье было четверо детей: Пелагея (1873 г. р. (по другим данным Мария)), Иван (1885 г. р.), Михаил (1888 г. р.). Ещё трое братьев и сестра умерли во младенчестве: Михаил (1870—1871), Устинья (1876—1878), Иван (1879—1880) и Андрей (12.08.1882—05.08.1883). Существует мнение, что Матрона была приёмным ребёнком[12]. Днём рождения святой считается 22 ноября[13], день памяти Матроны Константинопольской.
Согласно житию, когда родилась Матрона, немолодые к тому времени родители, Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы, хотели оставить слепую девочку в приюте князя Голицына в соседнем селе Бучалки. Но матери приснилось: белая птица необычайной красоты, слепая, села на её грудь. Наталья Никонова решила, что сон вещий, и оставила ребёнка.
Житие сообщает, что уже с восьми лет Матрона имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее. В возрасте около 17 лет у неё отнялись ноги[5][14][15] (внезапно, будто от удара[16]). Сама Матрона указывала на духовную причину этой болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдёт женщина, которая сознательно отнимет у неё способность ходить (по ненависти к угождающим Богу молитвой[16]). Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия» говорила Матрона. После этого до конца дней своих она была «сидячей»[17].
В отрочестве Матрона имела возможность путешествовать. Дочь местного помещика Лидия Александровна Янькова (1885 г. р.) брала её с собой в паломничества. Они побывали в Киево-Печерской лавре, Троице-Сергиевой лавре, в Санкт-Петербурге, других городах и святых местах России. В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона встретила святого праведного Иоанна Кронштадтского. По преданию, по окончании службы он попросил прихожан расступиться перед подходящей к солее Матроной и громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России»[5].
В 1912 году умер Дмитрий Иванович Никонов, отец Матроны.
После революции Матрона и её подруга Лидия Янькова, оставшись без крова, подались искать работу и еду в городе. Примерно в 1925 году Матрона перебралась в Москву. Жила где придётся, у друзей и знакомых, но не у своих братьев, которые стали большевиками. Брат Михаил, член ВКП(б) с 1919 года, был избран председателем сельского совета, а затем — заместителем председателя исполнительного комитета Хованской волости, в 25 км от уездного города.
В 1942—1949 годах Матрона жила в Москве, в старинном деревянном особняке по адресу: Староконюшенный переулок, д. 30 (не сохранился), близ Арбата, где занимала угол в 48-метровой комнате односельчанки Е. М. Ждановой и её дочери Зинаиды[9]. В 1950—1952 годах жила под Москвой, в Сходне по адресу: ул. Курганная, д. 23, у дальних родственников, в семье Курочкиных.
Согласно житию, святая Матрона днём принимала людей (до сорока человек в день), исцеляя их и давая советы, как поступать, а ночью молилась[9]. Регулярно исповедовалась и причащалась. Ещё при жизни её почитали монахи Троице-Сергиевой лавры[18].
Согласно житию, Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей. У неё спросили: «Матронушка, как же нам жить? С кем же мы теперь останемся, с кем советоваться будем?» На что она ответила:
После моей смерти таких не будет как я, а вы приходите на могилку, я там всегда буду, я вам также буду помогать и молиться за вас, как при жизни моей. Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать, что душе вашей скажу, то и делайте.
— Жданова З.В. Сказание о житии блаженной старицы Матроны. — Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — С. 26[19]
Часовня над бывшей могилой Матроны на Даниловском кладбище, возле могилы видна очередь из паломниц
Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года. Сохранились посмертные фотографии святой[20]. Отпевание в храме Ризоположения на Донской улице совершил хорошо знакомый Матроне и почитавший её протоиерей Николай Голубцов[20].
Похоронена 4 мая, в Неделю святых Жён-мироносиц. На похороны пришло много народу. Даниловское кладбище было выбрано самой Матроной, чтобы «слышать службу», — в те годы кладбищенская церковь была одной из немногих действующих в Москве[21].
Могила стала местом паломничества[21], остающееся им даже после перенесения останков Матроны в Покровский монастырь. На месте могилы возведена часовня.
Канонизация
О жизни Матроны известно прежде всего из книги «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», написанной Зинаидой Ждановой (1917—2007), вместе с матерью проживавшей семь лет в одной комнате с Матроной в Староконюшенном переулке и наблюдавшей за духовной деятельностью Матроны. Книга была издана массовым тиражом в 1993 году Ново-Голутвинским женским монастырём и содержит необычные и богословски искажённые сведения[22].
Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Синодальной комиссии по канонизации святых: её председателя митрополита Ювеналия, председателя издательского совета епископа Тихона (Емельянова), игумена Дамаскина (Орловского), диакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой несколько страниц в книге «Оккультизм в Православии»[22].
Помимо того, в книге Зинаиды Ждановой приведена история (рассказанная одной из знакомых автора), в которой описывается приезд к Матроне Московской за советом руководителя СССР И. В. Сталина после появления угрозы взятия немцами Москвы[14]. Согласно книге, Матрона сказала ему: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы»[23]. Эта встреча изображена на так называемой иконе «Матрона и Сталин»[24][25]. Этот рассказ не соответствует каноническому житию святой Матроны и в нём не приведён, так как доказательств, подтверждающих эту встречу, нет[26][27]. Историк И. Курляндский, специализирующийся на жизни И. В. Сталина, считает данную историю выдуманной, как не имеющую никаких доказательств[28]. Более того, в житии святой Матроны описываются многократные гонения, устроенные против неё советской властью. Несмотря на гонения, Матроне всякий раз удавалось избежать ареста. Зинаида Жданова была осуждена как участница антисоветской церковно-монархической группы[9].
Книга Зинаиды Ждановой изъята из продажи в Покровском монастыре.
Синодальной комиссией была назначена экспертная группа, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав недостоверные, на взгляд экспертов, и несоответствующие официальному богословию сведения. Эта версия жития в настоящее время размещена на православных сайтах: «Православие.ru», «Седмица.ru», сайте Покровского монастыря[27], а книгу Ждановой некоторые исследователи называют апокрифической[29][30]).
15―16 сентября 1997 года Комиссия по канонизации святых Священного синода Русской православной церкви рассмотрела материалы к канонизации в лике местночтимых святых Московской епархии приснопамятной Матроны Никоновой, которые представил патриарх Алексий II, и не нашла препятствий для благословения патриархом её местночтимой канонизации[31].
В ночь на 8 марта 1998 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II была вскрыта могила святой Матроны, её мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в Покровский храм на территории Покровского монастыря и помещены в серебряную гробницу (раку). К ним открыт ежедневный доступ с 7 (в воскресенье с 6) до 20 часов[32][33][34][35].
День 8 марта как день обретения мощей Матроны стал одним из православных праздников — дополнительным днём празднования в честь святой блаженной Матроны Московской[15][23].
2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года состоялась её общецерковная канонизация[7].
Частицы мощей святой Матроны доставлялись для поклонения в города России: Вологду, Красноярск, Липецк, Новокузнецк, Пермь и др[36].
Почитание
Блаженная Матрона Московская является одной из самых известных и почитаемых в России святых[37]. К её мощам в Покровском храме ежедневно приходят поклониться около 5 тысяч человек[38] (в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7—8 часов)[18]. В Покровском монастыре находится икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная около 1915 года, с которой Матрона не расставалась до конца жизни[39][40]. В селе Себино существует родник святой Матроны Московской, освящённый в 2014 году[41]. В 2021 году, в ознаменование 140-летия со дня её рождения, этот родник был благоустроен, в частности, установлена ротонда и заменена на металлическую старая деревянная лестница[42].
Считается, что по молитвам святой Матроны происходят чудеса и исцеления, в том числе с невоцерковленными и не православными людьми[43][44], ведётся запись письменных свидетельств этого[18]. Поклониться святой Матроне приезжают паломники из других городов и стран[5]. Чудотворная сила святой Матроны признана всей иерархией Русской православной церкви, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла[45], который призывал всех обращаться к святой Матроне за помощью не только в решении жизненных проблем, но и в даровании сил несения страданий:
Мы должны не забывать её страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и о том, чтобы нам даны были силы достойно нести свой крест, во славу Божию и себе во спасение…
Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с её страданиями, с её муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о её содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и своё сердце силой её примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает[45].
15 февраля 2018 года Священный синод Румынской православной церкви включил блаженную Матрону Московскую в свой месяцеслов[46].
Критика
Переписать
Этот раздел должен быть полностью переписан.
На странице обсуждения могут быть пояснения.
Популяризация персоны святой подвергается критике, как со стороны Андрея Кураева[47], так и светской общественности[уточнить][48][нет в источнике][49][нет в источнике][50][нет в источнике][51][нет в источнике]. В церковной среде[прояснить] говорится о «мифологизации» и «невероятном количестве народных домыслов»[52][53]. Что подтверждают светские исследователи[54][нет в источнике]. Одним из заметных критиков выступает Андрей Кураев[55]. Предполагается, что культ Матроны Московской был необходим для получения средств на восстановление монастыря и развивался ради экономической выгоды[56][57].
Книга «Житие и чудеса Блаженной старицы Матроны» Зинаиды Ждановой подверглась резкой критике со стороны членов Синодальной комиссии по канонизации святых: её председателя митрополита Ювеналия (Пояркова), председателя Издательского совета епископа Тихона (Емельянова), игумена Дамаскина (Орловского), Андрея Кураева, который ранее разбирал воспоминания Ждановой в своей книге «Оккультизм в Православии»[22][58]. Впоследствии книга Ждановой была изъята из продажи в Покровском монастыре.
По мнению Кураева, «всё, что связано с культом Матроны, — это бесконечная череда фейков и манифестация альтернативно-народной религиозности. Ни малейшей попытки хоть сколь-нибудь честно и научно исследовать её жизнь и „пророчества“ никем из патриархии никогда не предпринимались»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев