Американский инженер Тристан Харрис после работы в компаниях Apple и Google открыл свой стартап, помогающий СМИ дольше задерживать читателей на сайтах. Он мыслил как Скиннер и хотел давать пользователям больше положительных эмоций — как награду за посещение. С ним начали работать крупные СМИ, в том числе The New York Times, но Харрис быстро разочаровался в идее. СМИ не готовы были корректировать общую картину выпуска в радужную сторону, ведь негативные истории все равно вызывали больший интерес у читателя. Тогда он закрыл свой стартап и пошел другим путем. Харрис основал движение Time Well Spent («Хорошо проведенное время»). Идея осталась прежней, но теперь проект был некоммерческим, и его работой может воспользоваться любая компания или человек. Методика Time Well Spent предлагает уменьшить зависимость пользователя или, по крайней мере, минимизировать вред от постоянного копошения в смартфоне.
Вот три главных совета Харриса.
■ Поставь рамки
Вспомни эксперимент Скиннера и заставь его работать на тебя. Нет ничего плохого в «Фейсбуке» или «Инстаграме», но получай необходимую дозу в определенном количестве в определенное время. Если ты чувствуешь, что не можешь сосредоточиться, но рабочую переписку тоже важно читать, то установи напоминание и проверяй почтовый ящик или ленту раз в два часа. Все остальные уведомления на смартфоне отключи. Ты все равно их получишь, запустив программу.
■ Не раздражай ближнего своего
Нам нужно 23 минуты, чтобы заново полностью погрузиться в сложную работу, ссылается на исследования Харрис в своей лекции. За это время человек обычно 2-3 раза отвлекается на смартфон, отсюда и жалобы на то, что мы ничего не успеваем и ничего не получается. Чтобы облегчить жизнь друзей и коллег, возьми за правило: если пишешь кому-то, старайся уместить в своем письме несколько пунктов, по которым ты мог бы побеспокоить своего адресата в ближайшее время. Например, если тебе хочется прислать ему ролик с говорящей кисой, удержи порыв, скинь ссылку в отдельный файл и потом добавляй туда все те анекдоты, демотиваторы и эмодзи, которыми ты жаждешь с ним поделиться. Отправь одним пакетом вечером. И не требуй моментального ответа — вдруг адресат читал предыдущий пункт?
■ Замени полезным
Смартфон все равно напоминает о себе, ты все равно вытащишь его из кармана, все равно запустишь какое-то приложение. Вопрос — какое. Унеси социальные сети на второй экран смартфона, игры снеси, а на первом оставь что-то обучающее. Например, подкасты или DuoLingo. Один-два урока — это 10 минут. Если делать пять-шесть таких перерывов в день, то через год ты уже сможешь объясняться на новом языке. И только за счет привычки отвлекаться.
МОЖНО ЛИ И НУЖНО ЛИ ЛЕЧИТЬСЯ ОТ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ?
Интернет-зависимость не занесена в DSM-5 (консенсуальный список психологических расстройств и заболеваний), у ученых остаются серьезные разногласия в ее определении. Первая работа, описывающая пристрастие к компьютерам, появилась в 1995 году, но это была сатирическая пародия, описывающая такие симптомы, как «сны и мечты об Интернете», «снижение социальной активности из-за Интернета» и «непроизвольные движения пальцами, имитирующие печать на клавиатуре» (в то время это казалось смешным). Ученые шутку оценили, положительно отрецензировали и стали ссылаться на эту работу. Удачно пошутивший доктор Айвен Голдберг продолжил попытки сформулировать диагноз уже по-серьезному, взяв за основу симптомы зависимости от азартных игр. В данный момент направленного лечения от интернет-зависимости не существует. Клиники, которые предлагают услугу диджитал-детокса (их больше всего в США), используют типовую групповую терапию, известную по борьбе с алкоголизмом, неконтролируемой сексуальной активностью и пристрастием к азартным играм.
А нам остается только ждать, когда до специалистов дойдет, что в современном мире интернет-зависимость так же нуждается в излечении, как водо- и воздухозависимость. И что людей не нужно отучать от Интернета — наоборот, их нужно приучать пользоваться им максимально эффективно, с пользой для себя и окружающих. Мы еще можем снова начать носить цилиндры и охотиться на мамонтов (ГМО-мамонтов, разумеется), но уж точно никогда больше не будем жить в мире без единой нейронной сети. Наоборот, с каждый годом ее влияние на природу homo sapiens будет все более глобальным. И все более колоссальными — те изменения, которые она принесет в мир.
И уж точно не надо брать в руки смартфон с чувством вины. Ведь нет твоей вины в том, что ты родился именно сейчас, а не двумя тысячами лет ранее.
Б. Ф. СКИННЕР — ОТЕЦ БИХЕВИОРИЗМА
Нет комментариев