О личности князя Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893), человека уникального для своего времени и круга, увы, наши современники знают до обидного мало. А совершенно напрасно, ведь Гагарин оставил свой след не только в истории Тверского уезда , но и в российской живописи, дипломатии и даже военном деле.
Гагарин был представителем семнадцатого колена этого древнего дворянского рода, ведущего свое происхождения от Рюриковичей. Князь Михаил Иванович Стародубский, основатель рода, имел прозвище Гагара, по которому и стали называть всех его потомков. На самом деле Гагариных много, все они принадлежат к одной из трех ветвей потомков Стародубского. Гагарины отличались необычными увлечениями, среди них было немало философов, а также чудаков и оригиналов. Например, двоюродная бабка Григория Гагарина Прасковья Юрьевна стала первой русской воздухоплавательницей – в 1804 году она вместе с Александрой Турчаниновой поднялась в воздух на воздушном шаре, построенном французским инженером Гарнереном. Кроме того, она стала прототипом одной из персонажей в грибоедовской комедии «Горе от ума» — Татьяны Юрьевны, той самой, которая «как обходительна! Добра! Мила! Проста! Балы дает нельзя богаче от Рождества и до Поста, а летом – праздники на даче». Видимо, неслучайно самые роскошные современные балы, которые сегодня устраивает общество исторического танца, носят название Гагаринских и проводятся в Карачарово, в бывшей усадьбе князей Гагариных.
Искусству живописи Гагарина учил Карл Брюллов, самый знаменитый в то время художник в мире, живая легенда, автор «Последнего дня Помпеи». У Брюллова был особый метод обучения: он заставлял учеников постоянно носить с собой бумагу и карандаш и все, буквально все свои впечатления зарисовывать. Увидел птичку — нарисовал, встретил ослика с тележкой — нарисовал. Это привело, во-первых, к тому, что Гагарин научился рисовать быстро и рисовал много (когда его сын составлял выставку его работ, каталог выставки включал в себя 2000 живописных полотен!), а во-вторых, сохранил привычку подобной «готовности рисовать» на всю жизнь. Иногда это приводило к конфузам. Как-то молодой Гагарин гулял на питерской набережной напротив Петропавловской крепости, ему понравился вид, он выхватил из кармана блокнот, карандаш и принялся лихорадочно набрасывать эскиз. Прогуливающейся публике это поведение показалось подозрительным, позвали жандарма, и под конвоем из команды солдат князя сопроводили в крепость. Там его подвергли допросу, и когда недоразумение выяснилось, тут же отпустили с извинениями.
Григорий Гагарин начинал карьеру по дипломатическому ведомству, его карьера обещала стать блестящей, но неожиданно — даже для самого себя — стал военным. Главную роль в этом сыграла опять же его страсть к рисованию. В поисках новых впечатлений он упросил знакомого генерала Гана, отправлявшегося на Кавказ, взять его в свою свиту. Ган хоть и нехотя, но согласился, а молодой Гагарин был счастлив — новый край, новые впечатления. Гагарин практически не расставался со своим походным альбомом и мольбертом. Как-то в Дагестане Ган прибыл инспектировать горную артиллерийскую батарею; сопровождавший его Гагарин, как всегда, принялся рисовать. В это время на батарею налетел отряд чеченцев, завязалась перестрелка. Гагарин увлеченно набрасывал картину стычки, пока не обнаружил, что батарея снялась с места и отступила, и он остался совершенно один против целого отряда вооруженных всадников. Предводитель чеченцев, с гиканьем и поднятым кинжалом, стал набегать на него. Все это видели наши солдаты и офицеры, на глазах которых башибузук вот-вот должен был зарезать молодого художника. И тут Гагарин выдернул из-за пояса пистолет и метким выстрелом уложил противника наповал. Эта история имела совершенно неожиданное продолжение. Восхищенный рассказ о подвиге молодого Гагарина дошел до императора Николая Павловича, который сказал — «такому молодцу стыдно не носить военного мундира». В считанные дни Гагарина уволили из министерства иностранных дел и перевели поручиком в лейб-гвардейский гусарский полк. Его отец, желавший видеть Гагарина-младшего блестящим дипломатом, был, конечно, неутешен, но воле императора возразить не осмелился. Сам же Григорий Гагарин до конца дней вспоминал, как сделался военным «совершенно случайно».
В военном мундире Гагарин прослужил на Кавказе еще семь лет. Он состоял при штабе генерала Чернышова, который был назначен военным министром и регулярно инспектировал войска на Кавказской линии. Гагарин вернулся с Кавказа обстрелянным воином: много раз участвовал в стычках и перестрелках с горцами, в качестве трофея привез в Россию богато инкрустированную черкесскую саблю… Отправившись на войну в звании поручика (старшего лейтенанта), спустя шесть лет он был полковником, кавалером трех боевых орденов и занимал должность флигель-адъютанта, то есть личного референта министра. Имя Гагарина неразрывно связано с Тверской землей. Он с семьей подолгу жил в имении Карачарово. Конаковского уезда. Имение в 1858 году купила будущая жена Гагарина С.А. Дашкова. Григорий Григорьевич с удовольствием обустраивал имение по типу лондонского гайд-парка.
В 1859 году Гагарин и получил должность вице-президента Академии художеств, которую исполнял в течение 13 лет. Он особенно заботился о том, чтобы художники, которые рисуют картины на исторические темы, приобретали исторические и археологические знания, а те, кто пишет картины из древней истории, получали знания по византийскому и древнерусскому зодчеству. Специально для них в Академии наук проводились лекции. Как отставной военный, он добился того, чтобы у Академии художеств появился свой устав, согласно которому старым и немощным художникам, например, полагалось небольшое вспомоществование. В итоге Гагарина полюбили не только живописцы, но и все остальные. Например, его пригласили в качестве почетного гостя на первый съезд русских зодчих, проще говоря — строителей.
Умер князь во Франции, но завещал похоронить себя в имении Карачарово.
Нет комментариев