Основные правила работы с требованиями по НДС.
Сразу, как только получили требование, зафиксируйте его дату получения и отправьте квитанцию о приеме в ИФНС. Срок для ответа на требование установлен
п. 3 ст. 88 НК и составляет обычно
пять рабочих дней. Срок отсчитывают со следующего дня после получения требования.
Непредставление информации по запросу налоговой службы грозит компании штрафом по правилам
п.1 и п. 2 ст. 129.1 НК на сумму
от 5 000 руб. до 20 000 руб.
При получении запроса нужно понять по каким конкретно декларациям, а также операциям и строкам ФНС требует предъявить уточнения, какие ошибки были обнаружены в отчете. Коды ошибок, которые могут содержаться в требовании, указаны в приложении к информационному
письму ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. После того как будут выяснены все обстоятельства, следует подготовить ответ в налоговую.
В качестве ответа на запрос ФНС можно направить не только пояснения, но и декларацию, если организация понимает, что в первичном отчете была допущена ошибка.
При этом, ошибка может быть существенной, например, занижение суммы налога, так и несущественной, например, ошибка в номере счета-фактуры.
Если по первому типу ошибки организация
обязана подать уточненную декларацию и доплатить налог, то при обнаружении ошибок второго типа можно или предоставить корректировку, или письменное пояснение.
Если требование пришло, а указанные в нем ошибки не влияют на сумму налога, то все же надежнее представить уточненку. Так все данные у ФНС, в вашей организации и у контрагента будут совпадать, а ФНС не будет больше направлять требования по этим ошибкам.
Однако тут тоже есть подвох. Он заключается в том, что камералят все декларации одинаково, в том числе и уточненки. То есть, пройдя камералку по первичной декларации и подав уточненную декларацию,
вы снова попадаете на камеральную проверку, но уже повторного отчета.
Отвечать на запросы ФНС компании имеют право
только в электронном виде.Не ждите, пока к вам с проверкой или требованием придет ФНС, выявите налоговые риски с недобросовестными контрагентами в режиме онлайн уже сейчас. Регистрируйтесь на платформе Контур.Фокус. Нестыковки в зарегистрированных счетах-фактурах.
Самая распространенная причина, по которой инспекторы направляют компаниям требования на пояснения, — нестыковки в зарегистрированных счетах-фактурах. Проверочная программа налоговиков сверяет сведения из разделов 8 и 9 декларации с данными контрагентов.
В эти разделы деклараций сведения автоматически попадают из книг покупок и продаж. Расхождения могут возникнуть по разным причинам. Например, при регистрации счета-фактуры бухгалтер указал неверный ИНН контрагента, номер счета-фактуры, дату или сумму. Программа налоговиков не сможет найти парный документ и направит компании автотребование пояснить расхождение или подать уточненку.
Ответить на запрос компания должна электронно по утвержденному формату (
приказ ФНС России от 16.12.16 № ММВ-7-15/682@). Но даже если вы направите простое электронное письмо с пояснениями, инспекторы не вправе вас оштрафовать. Главное, направьте ответ электронный, а не на бумаге (
решение ФНС России от 13.09.17 № СА-4-9/18214@).
Бумажные пояснения инспекторы не примут.
Безопаснее и проще направить все-таки формализованный ответ через спецоператора. Ведь в таком случае пояснения формируются автоматически и по установленным правилам. Если нашли ошибку в декларации, которая привела к искажению налога, подайте уточненку. В таком случае отправлять пояснения не обязательно.
Ошибиться в регистрации счета-фактуры может и партнер. Если вы уверены, что спорные записи отразили в декларации корректно, перенесите данные в пояснения. Этим вы подтвердите их.
Как было сказано выше, чтобы направить пояснения или уточненку, у вас есть пять рабочих дней. Если опоздаете или вовсе проигнорируете запрос, компанию оштрафуют
на 5000 руб.. За повторное нарушение в течение календарного года штраф —
20 000 руб. (
п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).
Автоматическая сверка счетов‑фактур с контрагентами снизит риск доначислений НДС. Свериться бесплатно. Продавец не отразил реализацию.
Программа инспекторов может выявить расхождения и направить автотребование из-за того, что продавец не отразил реализацию в своей декларации. Проверьте реквизиты счета-фактуры и уточните у контрагента, почему он не включил счет-фактуру в книгу продаж. Если партнер просто забыл это сделать, попросите его подать уточненку и предоставить вам выписку из книги продаж.
Налоговики не вправе снимать вычеты компании из-за действий контрагента. Но инспекторы могут заподозрить, что компания участвует в схеме и основная цель сделки — уход от налогов. В таком случае проверяющие воспользуются новой
статьей 54.1 НК РФ. Компания не вправе применять вычеты, если нет реальной сделки.
Контрагентов обязательно нужно проверять, хотя бы раз в месяц. Это поможет вам избежать обвинений в нереальности сделки и, соответственно, проблем с вычетами и расходами.
О налоговых проверках рассказал Михаил Сергеевич Мухин — главный эксперт-координатор Центра финансовых экспертиз и аудита.
Даже если в ваших отчетах все верно и нестыковки возникли по вине поставщика, безопаснее к ответу по утвержденному формату добавить письменные объяснения ситуации. Прикрепите к ним скрины спорных счетов-фактур и другие документы, которые подтвердят реальность сделки. Такой ответ поможет развеять сомнения инспекторов и обезопасит вычеты (см. образец).
Нет комментариев