“Всё-таки подумать, сколько мы с ней когда-то пространствовали – из смыслов в смыслы, из одних книжных листов в другие!” – говорил польский писатель и философ Сигизмунд Кржижановский. С изобретением закладок книги стали сохраняться значительно лучше, ведь читателю уже не надо было загибать листы, чтобы отметить нужные страницы.
В XVIII столетии страницы отмечали кожаными ремешками или тканевыми петельками. В XV-XVI веках использовали так называемые регистры – полоски-маркеры, крепившиеся к краю книжной страницы и выступавшие за боковой обрез. В России их именовал “закладка”, а в Германии их именовали “блатвайзер”.
Примерно с XVII века к корешку книги, чаще всего молитвенника, стали прикреплять закладки-ленты. Несколько лент, шнурков, отрезков тесьмы на одном или нескольких держателях-катушках либо шариках отмечали нужные страницы. В России такие закладки называли “паровозы”, то есть верёвки, ремешки. Закладками-лентами было удобно пользоваться во время работы одновременно с несколькими текстами.
Позднее появилась закладка в виде одной узкой ленты, крепившейся к переплётной крышке или книжному корешку. Она получила название “ляссе” от немецкого leserzeichen, что и означает “закладка”. Аналогично называется коллекционирование книжных закладок - ляссефилия.
Вместо книжных закладок романтические барышни издавна вкладывали в книги засушенные растения. Об этом напоминает пушкинские строки: “Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я… ”
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2