Можно при определенных условиях, но конечно же нужно чтобы при этом был правильный ният и смотреть нужно на положение этого неверного.
Ният - т. е. ради Аллаха, желая награды от Него за расходования средств на благо, желая так же этим садака смягчить сердце этого неверного и т. д.
Смотреть на положение - т. е. чтобы этот неверный не был из числа воюющих против Ислама и мусульман. Или же тот, который явно на эти деньги совершит грех или совратит этими деньгами других и т.д.
Передаётся от ибну Шихаба: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил поход (газуа) Открытие Мекки, после чего, он вышел с группой мусульман в Хунейн, и сражался там. Аллах Всевышний укрепил тогда религию и мусульман. И посланник Аллаха дал Сафуану ибну Умейа 100 верблюдов, затем ещё 100, затем ещё 100"
Затем сказал Шихаб: "Передал мне Са'ийд ибну Мусейиб о том, что Сафуан сказал: "Клянусь Аллахом, дал мне посланник Аллаха то, что дал. И поистине, он был для меня самым ненавистным из людей. И после того, как он дал мне (верблюдов), он стал для меня любимей всех людей!"»
Этот хадис передал имам Муслим, 2313.
Так же известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал одному человеку, который пришёл узнать об Исламе, верблюдов. После чего тот пошёл к своему народу и сказал:
"О моё племя (о люди)! Принимайте Ислам! Поистине Мухаммад раздаёт подарки, не боясь бедности!"
Из хадиса Анаса, да будет доволен им Аллах, который приводит имам Муслим, 2312.
Эти и другие хадисы приводят ученые Ислама в разделе о закяте.
А закят - величайшее садака. И дозволено его давать неверным.
Приводится у шейха Усеймина в шархе на «заадуль-Мустакни'», что в категории людей, перечисленных в аяте - туда не только входят неверующие, которые тянуться или интересуются Исламом.
Вот что там написано:
«Четвёртое - "для сближения сердец" (المؤلفة قلوبهم)..., т. е. даётся для приближения их сердец.
Его слова (автора - аль-Хаджауи): "Из них те, для которых есть надежда, что они примут Ислам, и те, вред которых возможно устранить этим, или те, иман которых может окрепнуть после того, как им будет дано" - это те, которым необходимо дать, чтобы приблизить (смягчить) их сердца (к принятию Ислама).
1 - Ислам. Даже если человек кяфир и есть надежда, что после того, как будет ему дано из закята, он примет Ислам. В этом случае ему дается из закята, т. к. в этом есть побуждение для его сердца и его существование как в этом мире, так и в том.
Если же он беден, то это так же для существования его тела.
Дать неверному надеясь на его Ислам — это основное, даже если он богат.
Так же понимается из слов: "для которых есть надежда, что они примут Ислам", что тем, в ком нет этой надежды, то им не даётся. То есть необходима так же видеть признаки, дающие нам надежду. Например, что он (неверный) тянется к мусульманам, добр к ним и т. п. Надежда не может быть кроме как с основой для этого, а если нет этих основ, то это не надежда, а фантазии в душе.
2 - Надежда, что этим пожертвованием можно будет устранить вред. Т. е. может этот неверующий является тем, кто причиняет вред или причинит мусульманам или их имуществу или их чести, как разбойники или те, кто побуждает к этому, или творящие нечестие и т. п. В этом случае даётся им, чтобы устранить их вред, НО если есть возможность устранить это силой, то тогда нет нужды давать им что-то.
3 - Те, кот. даётся, чтобы укрепить их иман. Т. к. может этот человек слаб в имане, и у него есть склонность к оставлению молитвы или закята, хаджа, поста и т. д.
И слова автора указывают нам, что нет условия, чтобы тот, кому давалось, был из предводителей, которым подчиняется его семья (или народ).
Хотя мазхаб на этом.
1) Т. к. пророк, صلى الله عليه و سلم, когда давал кому-то для сближения сердец, то давал старшим из них и знатным, как в семьях, так и в народе, и не даётся всему народу.
2) И т. к. один из народа не сможет навредить мусульманам, как по причине отсутствия имана или слабости его, не навредит мусульманам его зло, т. к. возможно его остановить, побить и исполнить по нему наказание, в отличие от предводителей и знати. Поэтому им и даётся из закята… Это что касается отстранения вреда.
А в вопросе надежды Ислама для кого-то из неверных или укрепления веры муслима, то тут мнение автора сильное...»
Т. е. из этого видно, что не только неверные, которые интересуются Исламом входят в категорию закята, но и те, от вреда которых есть опасение.
Спросили шейха Усеймина:
- Можно ли давать садака неверному?
Он ответил:
«Читайте слова Всевышнего Аллаха из суры аль-Мумтахана (8 аят):
لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُمْ مِنْ دِيَارِكُمْ أَنْ تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ
"Не запрещает вам Аллах во отношение тех, которые не сражаются с вами и не выгоняют вас из своих домов, чтобы вы проявляли к ним хорошее отношение и оказывали им уважение, справедливость (давали им), поистине Аллах любит справедливых"
Оказывали им уважение, т. е. давали им что-то (أجلّ - какой-то удел и т. п.).
Поэтому разрешается садака неверному, НО с условием, что они не будут из тех, кто сражается с мусульманами, понятно? И не из тех, кто выгоняет их с их домов.
Если же они будут из тех, кто сражается с нами или выгоняют нас из наших домов, то нет от нас им садака! …»
2 - Чтобы они не тратили на харам или совращали этими деньгами кого-то.
Это заходит под смысл аята, где Аллах Всевышний говорит:
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.»
Так же есть фетва Комитета больших учёных, под № 443, где говориться, что разрешается проявлять щедрость к неверному, кормить его и т. д., имея намерения сблизить его с Исламом или показать красоту религии и т. п., т. е. с хорошим ниятом, без участия запретного и тем, кто не враждует.
Это так же указывает на дозволенность садаки, т. к. икрам - проявление щедрости, кормление — это трата имущества.
Ибн ‘Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал давать садакъа кому-либо, кроме мусульман, пока не был ниспослал аят: «Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает. Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (аль-Бакъара 2: 272).
После этого он велел давать садакъа любому, кто просил, из какой бы религии он ни был”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” 1/211. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Однако это касается именно садакъа, но не обязательных видов закята:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправляя Му’аза в Йемен призывать людей к Исламу, сказал ему: «И если они подчинятся тебе в этом (т.е. в единобожии и в совершении молитв), то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных». аль-Бухари 3/225, Муслим 19.
Хасан аль-Басри говорил: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню”. См. Абу ‘Убайд 1/236.
Ученые запрещали давать неверным закят аль-фитр, однако ханафиты это дозволяли.
А что касается закята имущества, то он делиться на 8 категорий людей, и исключением является закят для склонение сердец неверных к Исламу, о чем говорит Аллах в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9: 60).
Имам аль-Багъауи в своем тафсире писал насчет категории "для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу)", что такие люди могут быть двух категорий - мусульмане и неверные.
Что касается мусульман, то это могут быть слабые иманом мусульмане, которые только приняли Ислам, таким следует давать что-то из закята, чтобы укрепить их на истине.
Или же принявшие Ислам и сильные иманом, которые являются знатными людьми в своем народе. Им также можно давать закят этой категории, чтобы они склоняли сердца своего народа к Исламу.
А относительно неверных сказал имам аль-Багъауи: “Что касается неверных, то речь идет о тех, от кого опасаются зла или же о тех, от кого есть надежда принятия Ислама. И поэтому правитель мусульман может дать тем из них, от кого опасается зла, или другим, чтобы склонить их к Исламу”.
См. “Тафсир аль-Багъауи” 4/63–64.
Можно ли откупаться от кафиров?
Сказал имам Ибн Кудама:
«Что касается того случая, когда правитель мусульман заключает с кафирами мир, на условиях отдачи им нашего имущества – то Ахмад обобщенно сказал о запрете этого, и это также мазхаб аш Шафии
И это потому, что в этом – унижение для мусульман.
Однако это касается ситуации, не являющейся крайней необходимостью (ад-дарура). Когда же призывает к этому крайняя необходимость – а это если боишься за мусульман гибели или плена, то разрешено это. Потому что пленнику разрешено выкупить себя за деньги, и также, и тут. И потому, что отдача им имущества – хоть и будет в этом унижение – но разрешено это для отталкивания ещё большего унижения, которым является убийство и плен, и захват семьи в рабство, который приведет семью к куфру»
Источник: «Аль-Мугни», 21/122.
Известно что во время битвы у рва сам пророк салля Ллаху алейхи уа саллам, предложил сподвижникам из числа ансаров, дать некоторым племенам которые окружили их часть фиников, чтобы они ушли обратно и не участвовали в войне против мусульман, но ансары отказались, сказав то когда они даже неверующими были эти племена не мечтали отведать их фиников кроме как если они сами им давали. Это предложение пророка салля Ллаху алейхи уа саллам, не было обязывающем, а было лишь предложение, и поэтому они имели права отказаться. Нт сам факт, что такое Пророк Мухаммад салля Ллаху алейхи уа саллам, предложил указывает на дозволенность этого при крайней ситуации.
Имам Ибн Джарир ат-Табари рассказывал: “Когда наступил 70 год хиджры, римляне восстали и двинулись войском на мусульман Шама. И тогда халиф Абдуль-Малик ибн Маруан (, который был из числа Таби'инов) заключил перемирие с правителем римлян, с условием, что он будет платить ему 1000 динаров каждую пятницу, опасаясь за мусульман”. См. “ат-Тарих” 6/150.
Имам аль-Ауза’и сказал: “Не следует платить кафирам, кроме как при необходимости, как постоянная озабоченность мусульман сражениями с врагом, или же смута, которая охватила мусульман. В подобных случаях – это дозволено!”
См. “аль-Аусат” 11/335.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Нет блага в том, чтобы мусульмане платили кафирам для того, чтобы они оставили их, ибо смерть для мусульман – шахада, и Ислам величественней, нежели платить мушрикам, чтобы они не сражались.
Однако, если мусульмане опасаются, что они будут уничтожены по причине их малочисленности и многочисленности врагов, то тогда нет проблем в том, чтобы заплатить им что-либо для того, чтобы избавиться от них, ибо это из числа исключений. В таком положении дозволено то, что недозволенно в других обстоятельствах. Это подобно выкупу пленного мусульманина, которого невозможно освободить, кроме как с помощью выкупа. При подобном положении в этом нет проблем, поскольку пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выкупил двух мусульман, за одного многобожника”.
См. “аль-Умм” 4/199.
Имам Абу Ханифа говорил: “Не следует прекращать враждебные действия с многобожниками, если мусульмане имеют силу над ними. А если у мусульман нет силы над ними, то нет проблем в том, чтобы прекратить вражду”.
Имам Мухаммад аш-Шайбани после слов Абу Ханифы сказал: “Если мусульмане опасаются многобожников и просят прекращение вражды, а многобожники отказываются, кроме как при выплате им денег, то нет в этом проблем, ибо это является необходимостью”.
См. “Шарх ас-Сияр аль-кабир” 1689.
Имам аль-Мазири сказал: "Перемирие с врагом не следует заключать посредством платежа им, так как это противоречит положению взимания с них джизьи. Однако это можно сделать при необходимости, например спасения себя или страх за захват мусульман". См. «аль-Гъулу» 90.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев