[Сказал аш-Шаукани]: «Если у человека нет ничего лишнего, помимо продуктов, которых ему достаточно на сутки, то он не обязан выплачивать закят аль-фитр».
✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан:
Потому что если он выплатит еду, которая нужна ему на день и ночь, или некоторую часть от неё, то он станет тем, кто нуждается, а не тем, кто даёт. Об этом говорят слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Сделайте так, чтобы они не нуждались в этот день». Этот хадис привёл аль-Байхакы и ад-Даракутни от Ибн ′Умара [Шейх аль-Альбани сказал, что хадис слабый «аль–Ирва» (844).]
Если человек обладает большим, чем еда одного дня, то он выплачивает фитр-садака при условии, что помимо одно суточной еды у него есть дополнительный объём, достигающий одного са′а. Это мнение подкрепляется и тем, что запрещено попрошайничать человеку, имеющему в запасе, еду на день и ночь. Это привели Ахмад и Абу Дауд из хадиса Сахля ибн аль-Ханзали с восходящей цепочкой. Потому что прямые тексты носят общий характер и нет конкретизации между богатым и бедным.
Ахмад и Абу Дауд привели от ′Абду-Ллаха ибн Са′лябы, что он рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Фитр-садака — это один са′а фиников или са′а ячменя от каждого человека. Или са′а пшеницы от обоих — маленького и взрослого, свободного и раба, мужчины и женщины, богатого и бедного. Что касается богатых из вас, то Аллах очистит их. А что касается бедных, то Аллах вернёт им больше того, что они дали» [Хадис хороший. Источник был упомянут.]
В определении того, кто же обязан выплачивать закят фитра, имеется разногласие. Некоторые сказали, что это — обладатели одного нисаба. Другие же сказали, что это те, кто имеет еду на десять дней. Скажу, что высказывание о десятидневной еде — это голое мнение, которое не опирается ни на какие знания. Невозможно принимать его во внимание, потому что мнение принимается только тогда, если у него есть разумная причина или его принимает здравый смысл. Но оно отвергнуто обладателем мнений. На то, что бедные и богатые равны в фитр-садака, указывает хадис от Ибн Аби Су′айра. [Сказал Ахмад Шакир: «Ибн Аби Су′айр и ′Абду-Ллах ибн Са′ляба — это один и тот же человек, и поэтому выявляется ошибка автора комментариев».]
Его передал Абу Дауд со следующей версией цитаты: «богатый или бедный». Этот хадис подкрепляется предшествующим от Ибн Са′лябы, потому что имеется в виду то, что Аллах компенсирует благом то, что человек выплатил в качестве фитр-садака. Малик, аш-Шафи′и, Ата, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак сказали о том, кто выплачивает закят, что у него должна остаться еда на день и ночь. Очевидно, что кто имеет еду на себя и семью на день праздника, и еще остается один лишний са’а должен выплатить его в соответствии с хадисом: «Освободите их от попрошайничества в этот день» [Слабый, как было упомянуто.]
Этот хадис привели аль-Байхакы и ад-Даракутни от Ибн ′Аббаса с восходящей цепочкой, а также Ибн Са′д в «ат-Табакат» от ′Аиши и Абу Са′ида [«Ат–Табакат» (1/248). В цепочке передатчиков имеется аль–Вакыди и он тот, от которого не берут хадисы.]
Из слов «освободите их» мы понимаем, что бедные становятся богатыми из-за того, что получили в этот день себе еду. То есть, они богаты именно в этот день, так как не нуждаются более в том, чтобы попрошайничать. Поэтому обязан выплачивать тот, кто имеет еду, достаточную ему самому и его семье, а также имеет свыше этого фитр-садака в один са′а. А тот, кто не имеет этого, входит в число тех, кому выплачивается фитр-садака. То есть тот, кому выплачивают фитр-садака, — это человек, не имеющий еды, которой хватило бы ему на день и ночь. И дело не обстоит так, как сказали некоторые, что фитр-садака якобы выплачивается тем же, кому положен закят. Аллах знает лучше!
📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев