( 1 часть, начало )
( Очень ! Очень важно всем и каждому это прочитать ! )
«Наше время походит на последнее. Соль обуевает.
В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство,
которое есть - дело, а не буква.
Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение!
Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих.
Но это – попущение Божие.
Сущие во Иудее да бегут в горы!»
– такими словами характеризовал современную ему церковную жизнь, еще свыше ста лет тому назад, наш великий русский светильник, подвижник и духовный писатель – наставник православно-христианского благочестия святитель Игнатий (Брянчанинов),
столетие со дня праведной кончины которого мы в нынешнем 1967 году молитвенно вспоминаем († 30 апреля 1867 года).
Не с гораздо ли, большим правом, можем мы повторить эти грозные, предостерегающие слова его в наши дни?
Ибо, как раз, в этом-то отношении – в отношении полного духовно-нравственного упадка, дошедшего, кажется, уже, до крайних пределов, жизнь за эти последние сто лет, особенно, со времени катастрофического крушения нашей Родины – России, действительно далеко ушла вперед.
Печальный «прогресс», ясно свидетельствующий, по богомудрым словам святителя Игнатия, о приближении конца!..
Куда уж, идти дальше, если те, кому, вверены человеческие души для руководства ими ко спасению, ведут их не ко спасению, а к вечной погибели?!
Для нас важно, что святитель Игнатий, с ранней юности, искренно, всей душой стремившийся к подлинной, духовно-нравственной жизни и сам, явивший в себе высокий образец такой жизни, пишет это не голословно, а на самом себе переживши все это, как мы знаем это из его замечательного жизнеописания.
А выводы, из пережитых им лично разочарований и огорчений, на этой почве, он изложил письменно во многих местах своих:
«Аскетических Опытов»,
«Аскетической Проповеди»,
«Писем к мирянам»,
«Приношения современному монашеству»,
«Отечника»
и других, дошедших до нас его письменных трудов, представляющих собою ценнейшую библиотеку для каждого, интересующегося вопросами духовно-нравственной жизни и,
в особенности,
для желающего, не только «философствовать» (что часто бывает совершенно безплодно и не на пользу!), но и жить духовной жизнью, как действительно жил ею сам святитель Игнатий.
Творения святителя Игнатия тем и ценны, нам особенно, что они все написаны из собственного духовного опыта.
Нарисовав положительную картину духовно-нравственной, христианской жизни в целом ряде своих, глубоко-назидательных творений, как она отобразилась в житиях святых угодников Божиих, на протяжении всей христианской истории, а в особенности – в наставлениях св. подвижников веры и благочестия первых веков христианства, святитель Игнатий переходит к «последним временам»,
причем
признаки, этих «последних времен», указывает уже, в современной ему эпохе (сто слишком лет тому назад).
Для нас ценно то, что святитель Игнатий, как он сам подчеркивает, на все ищет ответов и руководства у древних отцов-подвижников, и мало что, говорит «от себя» и своими словами, излагая в своих рассуждениях их мысли и приводя, порою, дословно их изречения.
Вот как, например, говорит он о современной эпохе в «заключении» своего «Отечника»:
«От зрелища, представляемого древностью, обратимся к зрелищу, представляемому современностью.
Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам?
Ответ на эти вопросы находим у древних иноков:
они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении.
«В последнее время», сказал один из них:
«те, которые, поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время.
Они пойдут путем делания, растворенного смирением и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями» (4-й ответ преп. Нифонта).
Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас, в этих, пророческих словах знаменоносного и духоносного отца!»
Чрезвычайно важно это указание!
Отсюда ясен вывод: там, где много шума, саморекламы, искания популярности, то есть:
где явно отсутствует смирение, а видно - стремление к славе, к возвеличению себя, в глазах других действительными или только дутыми, воображаемыми, мнимыми трудами и заслугами – там нет истинного угождения Богу.
Что же там?
Там – «одно лицемерство», приводит святитель Игнатий слова святителя Тихона Задонского.
«Убойся этого лицемерства»,
поучает, далее
святитель Игнатий:
«убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом – в других: убойся, именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого, при малейшем уклонении в легкомысленное поведение...
Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя;
уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и безсознательно в направлении его, прикрывающих служение миру - служением Богу,
искательство временных благ - искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям».
Вот – одна, чрезвычайно характерная черта, особенно свойственная нашему времени,
которую,
как опытный знаток духовной жизни, вскрывает святитель Игнатий, предостерегая нас от нее.
Вторая черта, на которую не раз в своих творениях указывает святитель Игнатий, это – изсякновение благодатных руководителей подлинной духовно-нравственной жизни,
а в связи с этим, что особенно важно
в наше время знать и помнить каждому, искренно ищущему спасения души – умножение лжеучителей, обманутых бесовской прелестью и влекущих весь мир в этот обман.
Сугубая осторожность нам нужна, как многократно предостерегает нас, в своих писаниях, святитель Игнатий, чтобы «не принять волка за пастыря» и не довериться легкомысленно тому, кто может погубить твою душу, поведя ее ложным путем.
По словам святителя Игнатия, наше время - есть время крайнего оскудения духоносных наставников, а потому, найти настоящего «старца», каковы были старцы-наставники первых веков христианства, теперь уже невозможно и гораздо безопаснее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими.
Сам святитель Игнатий, при этом, вспоминает, как много он страдал от почти постоянной встречи с духовными «руководителями, болезновавшими слепотой и самообольщением, и сколько горьких и тяжких потрясений» он от этого испытал.
Третья, характерная черта нашего времени – это необыкновенное умножение соблазнов всякого рода, самых разнообразных,
которые,
все будут отвлекать человека от искреннего и нелицемерного служения Богу.
«Горе миру от соблазнов: ибо надлежит придти соблазнам» (Мф.18:7) – предвозвестил Господь.
И пришествие соблазнов, есть - попущение Божие и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие.
К концу жизни - мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине «умножения беззакония иссякнет любы многих» (Мф.24:12),
и
«Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земле?» (Лк.18:8) –
«Земля Израилева» – Церковь, будет «низвращена от меча» – от убийственного насилия соблазнов – «и пуста весьма» (Иез.38:18).
Жительство по Богу сделается очень затруднительным.
Сделается оно таким потому, что живущему, посреди и пред лицом соблазнов, невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов.
Как лёд, при действии на него тепла, теряет свою твердость и превращается в мягчайшую воду,
так и сердце,
преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется.
«О, бедственное время! О, бедственное состояние! – восклицает святитель Игнатий, созерцая это губительное зрелище соблазнов: –
«О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно большее всех вещественных, громких бедствий!
О, бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность!
О, бедствие из бедствий, понимаемое, только, одними истинными христианами и истинными иноками, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит!»
Золотые слова святителя Игнатия!
Ведь, мы, уже стоим, сейчас, пред лицом всех, этих безчисленных, многообразных соблазнов, которые, так затрудняют современным людям «жительство по Богу», а многие ли, в наше время, отдают себе ясный отчет во всей крайней губительности этих соблазнов?
В мире, на наших глазах, происходят душу потрясающие события, как например:
кровавая катастрофа, постигшая нашу Родину – Россию,
создание безбожных, богоборческих государств,
открытая борьба с Богом и Церковью,
явное служение сатане,
а многие, как слепцы,
ничего этого, словно не видят и даже сердятся, когда им на это указывают:
«да, что вы говорите? ничего особенного тут нет! всегда это было!»
и тому подобное.
Как и эта, духовная слепота, едва ли, не большинства современных людей, даже, именующих себя христианами (страшно сказать: среди них есть и немало христианских священнослужителей!),
так и все,
с каждым днем, умножающиеся соблазны, которые все более и более затрудняют «жительство по Боге», – это, по словам святителя Игнатия – явное знамение уже начавшегося и быстро прогрессирующего в наши дни «отступления»,
о котором предрек св. Апостол Павел в своем Втором Послание к Солунянам (2Сол.2:3).
«Создается жительство по Боге, – говорит святитель Игнатий, – очень затруднительным по обширности, всеобщности Отступления.
Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности «христианами» (!!), тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат безчисленными кознями истинных христиан, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает св. Тихон Задонский.
Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми...
В последнее время истинный инок (конечно, это относится не только к инокам, но и ко всем истинным христианам) едва найдет, какой-либо, отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием Отступления и отступников в служение сатане».
Кто, видя всё, ныне, в мире происходящее – вплоть до открытого уже, служения сатане, – может сказать, что это время еще не наступило?
И оно, несомненно, наступило, если святитель Игнатий еще, более 100 лет тому назад, уже писал о его наступлении в его время, указывая и явные признаки этого.
Вот как, например, сильно и ярко пишет он об этом:
«Времена, чем далее, тем тяжелее. Христианство, как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом, для внимающих себе, удаляется из среды человеческой, предоставляя его («мир») падению его».
Здесь, в этих словах очень важно отметить, что Отступления, как бы, не видят, не замечают те люди, которые, принадлежат к «суетящейся и служащей миру толпе»,
те, которые
сами настолько осуетились, предавши себя служению этому миру, «во зле лежащему», по слову Апостола (1Ин.5:19), что потеряли духовное зрение и потому, всё происходящее ныне, в мире, кажется им совершенно естественным, нормальным, с чем нужно примиряться.
И они, страшно сердятся на тех, кто пытаются открыть им глаза, ибо это мешает им жить спокойно, в свое удовольствие.
А вот, что, далее, говорит святитель Игнатий:
«Совершается предречение Писания об Отступлении от христианства народов, перешедших от язычества к христианству.
Отступничество предсказано со всею ясностью Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании».
Вот, почему, у истинного, подлинно-верующего христианина не может быть никакой паники при созерцании этой мрачной картины Отступления,
чего, как-то, совсем наивно и неразумно
боятся некоторые, предпочитая, поэтому, «не замечать» Отступления и молчать о нем.
Истинный христианин ведь знает со слов Самого Христа-Спасителя, что всему этому «надлежит быть» (Мк.13:7; Лк.21:9) и он не должен закрывать глаза на это, а обязан, вполне сознательно относиться к происходящему, правильно оценивать и взвешивать все события,
в которых проявляется Отступление,
дабы знать, как вести себя, дабы не быть самому увлеченным потоком Отступления, что может случиться незаметно для него, самого, при его небрежении и недостаточном внимании.
И вот в руководство нам святитель Игнатий и говорит:
«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею».
Что же?
Разве это значит, что нужно примириться с Отступлением и самому включиться в него?
Отнюдь, нет конечно!
А вот, что:
«Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».
Как важно, в наше время, помнить, носить в уме и сердце - это драгоценнейшее наставление нашего великого русского светильника!
Вот почему, преступно молчать об Отступлении, убаюкивать себя и других, что всё вполне благополучно, что безпокоиться не о чем.
И хотя, мы не в силах «остановить Отступление немощною рукою своею», долг христианской любви повелевает нам не только самим «устраниться», «охраниться от него», но и ближних наших предохранить, предостеречь от него, если они сами не видят, не замечают.
Тут, надо всегда помнить замечательное изречение одного из величайших столпов нашей св. Церкви – святителя Григория Богослова,
что
«Молчанием предается Бог».
Нельзя молчать о том, что является делом первостепенной важности, как дело спасения душ человеческих!
Обратимся к дальнейшим мыслям святителя Игнатия, которые открывают нам глаза на то, что сейчас происходит в мире:
«Отступление начало совершаться, с некоторого времени, быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные.
Воля Божия да будет!»
Разве мы этого не видим?
Ведь, еще совсем, сравнительно недавно, казалось, совершенно невозможным то, полное безстыдство в религиозно-нравственной жизни людей,
которое сейчас на наших глазах делается,
вплоть, до полного отречения от Христа и отвержения всяких религиозно-нравственных устоев и открытого служения сатане.
И не только тайное, скрытое, но и явное, открытое гонение, доходящее до пролития крови, на исповедующих истинную веру Христову стало в наши дни грозным фактом.
И напрасно проводить, какую-то параллель между этим, современным гонением на веру Христову во всех видах и тем, какое было на заре христианства.
Тогда гнали христиан язычники, не ведавшие истинного Бога, не знавшие Христа, а теперь, яростно и ожесточенно, злобно гонят Христову веру
те, которые,
отлично знают Христа и проповеданное Им высокое учение и зачастую – сознательные отступники от Христовой веры, продавшие душу свою сатане за земные блага.
Жутко читать дальнейшие предречения святителя Игнатия, исполняющиеся на наших глазах, в наше время:
«Милосердый Господь, да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее ...
Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке...
Одна, особенная милость Божия может остановить нравственную все губящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что, надо же, исполниться предреченному Писанием.
Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять.
Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви и скорее, ускорят падение Её, нежели остановят».
Эти слова, как бы, списаны с натуры в наше время! Ведь, мы сейчас, как раз, являемся свидетелями этого «страшного и быстрого колебания Церкви».
И действительно, предпринимаемые меры заимствуются совсем не оттуда, откуда должны, были бы, предприниматься – не из духовной области, а все из тех же, «стихий мира, враждебного Церкви» – из области страстей человеческих, помышляющих не о том, что Божие, а что человеческое.
И конечно, такие меры не только не остановят падения Церкви, а скорее ускорят его.
«Послушайте, что вы говорите, – скажут некоторые: – о каком «падении Церкви» можно говорить, когда мы, имеем такое, решительное обетование Христово, как:
«Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ее» (Мф.16:18)?"
Совершенно верно и слова Христовы, конечно, непреложны.
Но, почему-то, забывается о том, что, ведь, в этих словах Христовых не указывается пределов Церкви, врата адовы которой не одолеют.
Не сказано, какая именно, это будет Церковь:
Константинопольская, Русская, Сербская, Болгарская или Русская Зарубежная Церковь или еще, какая-либо, иная: сказано просто – «Церковь»,
то есть, что
до скончания века и Второго Пришествия Христова Истинная Церковь не исчезнет с лица земли, а будет существовать.
Но ведь, Церковь останется Церковью со всеми, принадлежащими ей высокими обетованиями и благодатными полномочиями, и правами,
и в том случае, если
в ней останется, хотя бы,
один епископ и самое малое количество верующих. А все остальное «поколеблется» и «падет», будет «одолено вратами адовыми»,
хотя бы
и впредь продолжало именовать себя «церковью».
Вот, о чем говорит здесь святитель Игнатий и вот, что надо иметь в виду, для правильной оценки происходящих, в наше время, событий!
«Не от кого ожидать восстановления христианства, – говорит, далее, святитель Игнатий:
– Сосуды Святого Духа иссякли, окончательно, повсюду, даже, в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а Тело Духа Божия, может быть поддерживаемо и восстановлено только Его орудиями.
Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся,
между тем,
гниющие или сгнившие достигают полноты тления.
Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть» и от всякого из нас, переход в вечность не далек.
К положению Церкви должно мирствовать, хотя, вместе, должно понимать его.
Это – допущение Свыше.
Старец Исаия говорил мне:
«Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, желающим спастись».
Наставления, прямо, как будто, непосредственно к нам направленные, дабы, мы не унывали, не падали окончательно духом, видя, что делается.
Тяжелее всего, конечно, как отмечает это не раз и святитель Игнатий, переносить, в такое время, духовное одиночество.
( Окончание - часть - 2 , следует )
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5