«Знай, что мы должны служить не времени, а Богу» (Из письма св. Афанасия Великого к Драконтию).
«В ногу с временем!» – вот лозунг всех тех, которые, в наше время, так напряженно стараются все дальше и дальше отвести Церковь Христову от Христа, Православие – от истинного исповедания православно-христианской веры.
Пусть не всегда и не у всех, этот лозунг звучит так громко, явно и открыто – это ведь, кое-кого, может и оттолкнуть! – важно практическое следование этому лозунгу в жизни, стремление, так или иначе, в большей или меньшей степени и мере, проводить его на деле.
С этим модным, «модерным», губительным, для душ, лозунгом, как бы, он ни провозглашался и как бы, ни проводился в жизнь, явно или прикрыто, не можем не бороться мы, верныя чада и представители Русской Церкви, вся сущность идеологии коей, во имя которой она и существует на свете, заключается в том, чтобы не «идти в ногу с временем», но хранить неизменную верность Христу-Спасителю, Истинно-Христианской Православной Вере и Церкви.
Вспомним, как еще Блаженнейший Митрополит Антоний, основатель и первый возглавитель Русской Православной Церкви Заграницей, в своей замечательной статье:
«Чем отличается православная вера от западных исповеданий?»
писал о глубокой разности между нашей верой и инославием. Эту глубокую разность он указывает в том, что православная вера учит тому, как построить жизнь по требованию христианского совершенства, а «инославие» берет из христианства то и настолько, что и насколько совместимо с условиями современной культурной жизни.
«Православие смотрит на христианство, как на вечный устой истинной жизни и требует от каждого ломать себя и жизнь, до тех пор, пока, она не войдет в эту норму, а «инославие» смотрит на основы современной культурной жизни, как на факт непоколебимый и лишь, в области существуюших частных разновидностей его, указывает те из них, которыя, наиболее одобрительны с христианской точки зрения.
Православие требует нравственного героизма – подвига, «инославие» высматривает, что бы из христианства годилось нам в нашем, теперешнем, жизненном устройстве?
Для православного человека, призванного к загробной вечности, в которой начнется истинная жизнь, – исторически сложившийся механизм современной жизни, – ничтожный призрак, а для «инославного» – учение о будущей жизни – возвышенная облагораживающая идея, идея, помогающая нам лучше и лучше устраивать здесь реальную жизнь».
Золотыя слова, указываюшия нам ясно и ярко на ту, поистине, бездонную пропасть, которая отделяет истинно-христианскую веру
– Православие от ея искажения – «инославия»!
Там – подвиг, устремление в вечность, здесь – крепкая привязанность к земле, вера в прогресс человечества на земле.
Далее, столь же, ярко и справедливо Владыка Антоний устанавливает, что «Православная Вера есть вера аскетическая»,
что
«то благоустройство, которого ждут на земле поклонники «суеверия прогресса» (по выражению С. А. Рачинского), обещано Спасителем в жизни будущей, но ни латиняне, ни протестанты не хотят с этим мириться, по той, простой причине, говоря откровенно, что плохо верят в воскресение и сильно верят в благополучие настоящей жизни, которую, напротив, апостолы называют «исчезающим паром» (Иак. 4, 14).
Вот, почему, псевдо-христианский Запад не хочет и не может понять отрицания этой жизни христианством, которое велит нам подвизаться, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 9).
«Если проследить все заблуждения Запада»,
пишет, далее, Владыка Антоний:
«как те, которыя вошли в его вероучение, так и присущия его нравам, то увидим, что они, все коренятся в непонимании христианства, как подвига - постепенного самоусовершенствования человека».
«Христианство - есть религия аскетическая»,
так заканчивается эта прекрасная, сильно и вразумительно написанная статья:
«Христианство – это учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепенного усвоения добродетелей: условия эти внутренния, заключающияся в подвигах, и – отвне подаваемыя, заключающияся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых единое назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству».
Что же, мы видим теперь в современном «Православии»
– «Православии»,
вступившем, в так называемое - «экуменическое движение»?
Полное отрицание вышеперечисленных святых истин,
– иными словами:
отказ от Истинного Православия на почве духовного слияния с инославным Западом.
«Православие», ставшее на путь «экуменизма», думает не о том, чтобы, все более и более опускающуюся, в религиозно-нравственном отношении, современную жизнь, поднять до уровня евангельских заповедей и требований Церкви, а о том, чтобы, самую Церковь «приспособить» к уровню понизившейся жизни.
На этот путь фактического отказа, от самого существа св. Православия – подвига, ради искоренения страстей и наслаждения добродетелей, – стали у нас, в свое время, так называемые «живоцерковники» и «обновленцы».
Движение это - мгновенно перекинулось из России, поверженной во прах, лютыми богоборцами и в другия православныя страны.
Еще жив у нас в памяти «Всеправославный Конгресс», созванный печальной памяти Вселенским Патриархом Мелетием IV в 1923 году, на котором замышлялись такия «реформы», как женатый епископат, второбрачие священников, упразднение монашества и постов, сокращение богослужения, упразднение особой одежды для духовенства и т. д.
Несмотря на тогдашний провал, этих нечестивых замыслов, темныя силы, конечно, не успокоились и продолжали, с тех пор, упорно и настойчиво действовать, находя себе послушныя орудия в рядах церковной иерархии разных поместных, православных церквей.
И в настоящее время, по попущению Божию, оне достигли большого успеха: почти все, православныя, поместныя церкви, уже вступили в «экуменическое движение», ставящее себе задачей упразднение всех, ныне существующих церквей, в том числе, конечно и Православной, и создание, какой-то, совершенно-новой «церкви», которая будет, уже, вполне «идти в ногу с временем», отбросив, как ненужную ветошь, как нечто «устаревшее», «отставшее от века», все подлинныя основы истинного христианства и в первую очередь, конечно, подвиг, как необходимейшее условие главной задачи христианина – искоренения греховных страстей и насаждения христианских добродетелей.
Вот, например, перед нами официальный документ этого рода, принадлежащий сербской поместной церкви:
журнал «Богословие», издаваемый Православным Богословским Факультетом в Белграде – год VIII, выпуски 1 и 2 за 1964 г.
В этом журнале мы находим передовую статью, озаглавленную буквально так:
«Необходимость кодификации и издания нового канонического сборника Православной Церкви».
Автор, этой статьи, лукаво утверждая, что «идеальные принципы Церкви остаются всюду и всегда неизменными», тем не менее, пытается доказать, что канонический сборник нашей Православной Церкви – это только продукт давно ушедшего в вечность времени, а потому, он не отвечает требованиям современной жизни и должен быть упразднен и заменен другим.
Этот новый, канонический сборник, видите-ли, «должен быть приведен в согласие с основными принципами жизни», с которыми Церковь якобы «всегда считалась». «Наше время», говорит этот лукавый автор, «во многом отличается от времени, когда происходили вселенские соборы, на которых составлялись эти каноны, а потому эти каноны не могут теперь применяться».
Посмотрим теперь, какие же, именно, каноны, этот автор-модернист считает устаревшими и подлежащими отмене?
Вот они!
9-е правило св. Апостол, которое требует, чтобы, верующие, входящие в церковь, оставались на богослужении до конца, а не производили безчиние, ходя по церкви;
80-е правило Трулльского Собора, которое карает клириков извержением из сана, а мирян отлучением за непосещение церкви в течение трех воскресных дней подряд, без всякой уважительной причины;
24-е правило Трулльского Собора, запрещающее священнослужителям и монахам посещать конския ристалища и другия увеселительныя зрелища; к этому правилу автор статьи делает совсем наивное, странное примечание, будто бы, только в прежния времена, такия забавы были местами разврата и порока, а теперь они, якобы, являются «центрами культуры и воспитания» (?!);
54-е правило св. Апостол, которое запрещает клирику, кроме необходимой нужды, входить в корчемницу: и тут, почему-то оказывается, будто бы, прежде корчма была, каким-то, иным учреждением, нежели теперь;
77-е правило Трулльского Собора и 30-е правило Лаодикийского Собора, запрещающия христианам мужчинам купаться вместе с женщинами: почему и эти правила надлежит признать «устаревшими» – никак не понять!
96-е правило Трулльского Собора, которое осуждает искусственное завивание волос на голове и всякое, вообще, украшение себя, разными нарядами «для прельщения не утвержденных душ», – вместо чего предлагается «украшать себя добродетелями и благими и непорочными нравами»:
это правило в наше время, казалось бы, не только не «устарело», а стало особенно актуальным, если принять во внимание современныя не пристойныя, совершенно неприличествующия христианкам, безстыдныя женския моды!
Достаточно и этого, чтобы видеть, какую задачу ставит себе намечаемая, в нашей Православной Церкви «реформа» – с какою целью предполагается созыв Восьмого Вселенского Собора, о котором так мечтают все «модернисты», уже предвкушающие ту «веселую жизнь», которая, тогда, для всех будет открыто позволена и узаконена!
Вдумаемся только, по-глубже, в чем ужасное существо всех этих требований об отмене, якобы «устаревших» канонических правил?
В том, что эти современные, церковные «реформаторы», так нагло поднимающие, теперь, свою голову, уже, в недрах самой нашей Церкви
(страшно сказать, что в числе их имеются не только клирики, но и высокие иерархи!),
принимают современную жизнь со всеми ея безобразными, безнравственными проявлениями за факт непоколебимый (что есть, как мы видели выше, совсем не православная, а «инославная», западная концепция!)
И хотят отменить все те, каноническия правила, которыя, как раз и характеризуют Православие, как веру аскетическую, призывающую к подвигу, во имя искоренения греховных страстей и насаждения христианских добродетелей.
Это – страшное, губительное, для нашей веры и Церкви движение, которое хочет добиться, чтобы, по выражению Христа-Спасителя,
«соль обуяла»:
движение, направленное к ниспровержению и уничтожению Истинной Христовой Церкви, путем хитрой подмены Ея лже-церковью.
Вышеупомянутая статья сербского, богословского журнала еще «скромничает», удерживаясь от полной откровенности:
она говорит только о принципиальной позволительности брака для епископов, а в жизни, мы, все чаще и настойчивее слышим речи о гораздо бóльшем – именно о неприменимости, якобы, в наше время всех тех, канонических правил, которыя требуют от кандидатов священства и самих священнослужителей чистой и непорочной нравственной жизни или по-просту говоря – о позволительности для них, того ужасающего разврата, в бездну которого все больше и больше погружается современное человечество.
Одно дело – грешить и каяться, зная и сознавая, что ты грешишь и нуждаешься в покаянии и исправлении жизни.
Совсем другое – узаконять беззаконие, санкционировать грех, убаюкивая этим свою совесть и упраздняя этим самые основные устои Церкви, на чтó мы не имеем никакого права и чтó есть тягчайшее преступление перед Богом, Св. Церковью и душами верующих, ищущих вечного спасения.
Да и до каких пор, до каких пределов, можем мы себе позволить идти, по такому скользкому пути отмены церковных правил, утверждающих христианскую нравственность?
Вот, сейчас в Америке, а, как слышно, кое-где и в других странах, воспринявших современную «культуру», усиленно пропагандируется официальная отмена брака и легализация на место брака «свободной любви», санкционируется употребление не только состоящими в браке, но и безбрачными, противозачаточных пилюль, так как, брак имеет, будто бы, своею целью не деторождение, а «любовь», готовится законное признание гнусной, противоестественной страсти гомосексуализма, вплоть, до установления для гомосексуалистов, особого чина церковного бракосочетания (предложение одного из англиканских епископов) и т. п., и т. п.
Что же?
Неужели же и наша Церковь должна идти по этому модному пути – «в ногу с временем», чтобы «не отстать от жизни»?
Но, какая это будет «церковь», которая позволит, у себя, все это или хотя бы, с всепрощающей снисходительностью будет смотреть на это!
Это будет уже не Церковь, а подлинные «Содом» и «Гоморра», которые не избежат, рано или поздно, страшной кары Божией.
Мы не должны допустить обмануть и провести себя, ибо такой «церкви», вернее, «лже-церкви», нам не нужно!
Пусть, мы сами и слабы, и немощны, и часто согрешаем, но отменить правила церковныя мы не позволим, ибо тогда и самое Евангелие Христово, по которому не хотят жить современные люди, придется признать «устаревшим», «не отвечающим духу времени» и отменить его!
И Евангелие Христово, и все правила Церкви, и установления церковныя начертывают для нас тот идеал христианина, к которому, мы должны стремиться, если желаем себе вечного спасения. Снижения этого идеала, в угоду страстям и похотям греховным, кощунственного поругания святыни мы допустить не можем.
Какия, бы, «реформы» ни замышляли, все эти современные преступные «реформаторы», подлинно-верующее православно-христианское сознание признать и принять их не может.
И что, бы, ни делали отступники от Истинного Православия, веры аскетической, веры подвижнической, то модернизации, нашей Церкви, мы не допустим и «в ногу с временем» мы не пойдем!
Архиепископ Аверкий Таушев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев