Преподобный Павел Препростый
И он ушел и стал учеником святого Антония.
Это святой Павел Препростый, великий подвижник и великий чудотворец Церкви, который изгонял бесов.
Он так сильно любил свою жену, что уважал ее свободу, даже тогда, когда она согрешила. Он не мог заставить ее насильно полюбить его, но он и не возненавидел ее.
Он сказал:
«Вопрос в том, что я буду делать с самим собой. Если нужно заболеть, вместе с тобой, чтобы ты меня полюбила, если нужно заболеть, чтобы заставить тебя стать такой, какой я хочу, чтобы ты была, то это не имеет смысла».
И со словами:
«Я стану святым. Хотя бы себя я спасу!» – он встал и ушел в пустыню.
И мы должны этому учиться.
Учиться замыкаться на себе – в хорошем смысле слова, заботиться о своей душе, о мире внутреннего мира.
Это не презрение к другим людям, а оказание помощи, потому что, если ты сумеешь, передать им это спокойствие и мир, то сделаешь их лучше.
Тогда, как ссора, родившаяся, из желания помочь и изменить ситуацию к лучшему, помощью не является.
Когда мы мучаем других, мы этим показываем, что на самом деле у нас есть проблемы.
Мы стараемся их не замечать и часто перекладываем вину на чужие плечи.
А ведь можно пойти к духовнику и честно сказать ему:
– Отче, по правде говоря, мой ребенок не виноват в том, что происходит. На самом деле, у меня масса проблем, я ссорюсь с мужем, нервничаю, у меня расшатанная нервная система, я бываю несдержанной, вот и выплескиваю свои отрицательные эмоции на ребенка, оказывая на него давление.
Хотя, нередко, женщины и говорят искренне:
– Батюшка, я часто ругаю своего ребенка и кричу на него. Это моя вина. Предположим, что-то произошло между мной и мужем, мы поссорились, не поняли друг друга, а спорить с ним я не решаюсь, потому что сила на его стороне.
Вот я и срываю зло на ребенке, ругаю его без повода, хотя говорю, что это для его же пользы.
Эти срывы – свидетельства того, что мать сама часто испытывает внутренний дискомфорт, у нее есть свои проблемы.
Другой не виноват в том, что мы несчастливы. Ни ребенок, ни муж, ни жена.
Каждый несет ответственность за поле своей собственной души.
Бог спросит меня:
«Был ли ты счастлив? Был ли ты доволен своей жизнью? Я ведь не заставлял тебя спасать весь мир».
Что мы можем дать, этому миру и окружающим нас людям? Если в нас есть, что-то сильное, цельное, то мы можем поделиться этим с другими.
Но, чтобы это приобрести, сначала надо немножко принудить себя. Все мы очень эгоистичны.
И признаком, нашего эгоизма, является постоянная склонность навязывать свое мнение.
Мы хотим, чтобы наша воля исполнялась обязательно, а когда люди ведут себя по-другому, мы тут же указываем им на их ошибки и вменяем им в вину всё, что нам не нравится:
«Это ужасно! Ты должен измениться, должен исправиться, мне не нравится твое поведение, ты небезупречен!»
Так говорим мы.
А вот старец Паисий, когда видел ошибки других людей, никогда ничего им не навязывал.
Всегда брал ошибки других людей на себя, хотя не был виноват. Он говорил:
– Я виноват!
– Ах, батюшка, да в чем же ты виноват? Те, о ком ты печалишься, были нездешние, они пришли и ушли. Зачем ты себя обвиняешь из-за них?
– Если бы я был хорошим, то они бы сейчас не ссорились.
Однажды, к старцу приехала супружеская пара. Они рассказали ему, что развелись. Вместо того, чтобы читать им проповедь и заставить их раскаяться, старец сказал:
– Это я виноват в том, что они развелись. Если бы у меня были хорошие отношения с Богом, если бы я помолился, они бы не развелись…
Где молитва? У меня нет смирения и Бог не слышит меня.
Он ничего не навязывал другим, а всегда хотел исправить себя.
И говорил, как и все святые:
«Это во мне всё не так, у меня проблемы, а не у другого».
Подумайте – у меня, а не у моего ребенка, моего мужа, моей жены.
Вот так каждый должен сказать о себе:
«Я знаю, что это я виноват. Буду искать вину в себе, а не в других, постараюсь не создавать им проблем в жизни».
Очень хорошо, когда в доме есть послушание и уважение друг к другу. Но мы не можем требовать этого от других, мы можем только вдохновлять их на это.
Многие отцы, стукнув кулаком по столу, кричат своему ребенку:
– Будешь слушать меня! Будешь делать, как я говорю, потому что я твой отец!
Будешь выполнять все мои приказы, пока тебе не исполнится 18 лет!
И точка!
Ребенок дрожит от страха и думает про себя:
– Вот исполнится мне 18 лет, тогда увидишь, что будет!
И терпит, и ждет, молча исполняя указания, а потом уходит из дома. Часто навсегда.
Я знаю сына, который сказал своему отцу:
–Ты сейчас уже не можешь ничего сделать. Мне уже исполнилось 18 лет, я уже вырос!
До свидания!
А потом встал и ушел. Вот пример принудительного и безуспешного воспитания.
Когда ребенок окончит школу и вступит во взрослую жизнь, как он будет жить?
До тех пор, пока он рядом с тобой, ты строишь из себя учителя и заставляешь его что-то делать.
Когда же он начнет жить своей жизнью, будет ли он соблюдать посты?
Когда он уедет учиться в Англию, будет ли он ходить в храм? Ведь там хождение в храм будет иметь большую ценность.
Ведь он будет делать это сам, будет делать то, что он выбрал, что он сам решил.
И если он скажет:
«У меня есть выбор: я могу поспать, могу засидеться до зари, а могу пойти в храм и я выбираю храм», – значит, его правильно воспитали.
Только такое воспитание и имеет ценность.
Именно оно и должно являться родительской целью, несмотря на все трудности.
Обладающий, истинной свободой и в душе ближнего создает покой, и ощущение свободы.
Тогда человек может свободно выражать свое мнение, не боясь того, что услышит в ответ.
Скажем, многие женщины переживают, нервничают, если им нужно поговорить с мужем, высказать свое мнение, потому что, муж не терпит этого, не хочет слышать, хочет навязать свое мнение.
Запомни: это не дух свободы, а давление, ты не даешь душе человека, живущего рядом с тобою, возрастать и цвести перед Богом.
А ведь когда ваша семья только создавалась, у вас были общие надежды, общие разговоры, вы мечтали, как будете жить, как будете идти по этой дороге рука об руку…
Но начинается будничная жизнь, рутина, усталость и душа, как бы сжимается. И забывается всё, что когда-то было дорого.
Великая вещь – уметь слушать другого и уважать чужое мнение.
В школе, где я преподаю, мне больше нравятся те дети, которые мне возражают, которые не принимают сразу то, что я им говорю, они мне нравятся больше тех, кто всегда и со всем соглашается.
Я хочу услышать не формальное «да», я хочу, чтобы ребенок объяснил, почему он говорит:
«Да, батюшка, я согласен с этим».
Если ребенок поделился своим мнением с тобой, даже, если оно отлично от твоего, поверь, ты приобрел что-то очень большое, ты завоевал его доверие, он тебе открывает душу, хотя и не соглашается с тобой, а это значит, что он не боится тебя.
Кого предпочесть: человека, который молча сидит перед тобой, а внутри его раздирают сомнения, его мысли блуждают, задыхаются, теряются среди тысячи непонятных вещей, или того, который просто говорит:
«Батюшка, я не согласен с тем, что ты говоришь, это кажется мне трудным, у меня другое мнение на этот счет»?
Я тогда отвечаю:
– Скажи, что ты думаешь, не бойся. Давай поговорим. Ты выскажешь свое мнение, а я тебе скажу о том, что говорит Церковь и если я смогу убедить тебя, то будет хорошо.
Если я не смогу убедить тебя, ничего страшного. Жизнь тебя убедит. Ты уйдешь от меня, будешь жить своей жизнью, будешь совершать свои грехи, будешь делать то, что хочешь, но я знаю, что был прав, в разговоре с тобой и сама жизнь тебя научит.
Однако, я не могу воздействовать на тебя силой, не могу навязать тебе то, о чем говорю, даже если это правда.
Даже если ты сказал самые лучшие, самые правильные слова, другой должен принять их свободно и согласиться с ними.
«Кто хочет идти за Мною?» (Мк. 8: 34) – думали ли вы когда-нибудь, как это страшно?
Кто из вас сегодня был в храме? Тем, кто был, я хочу сказать, что вы сильные.
Господь хочет, чтобы все мы шли в храм, но мы так свободны, перед Ним, что спокойно говорим Ему:
«Сегодня я не хочу идти в храм, потому что хочу спать. Я не хочу идти в храм, потому что мне лень, я не хочу идти в храм, потому что… не хочу».
А Бог что делает?
Он любит каждого из нас. Ждет.
Неужели Он тебе чем-то навредил?
Неужели Он тебя чем-то наказал?
Неужели Он тебе сделал какое-то зло?
Нет.
Ты дышишь, прощупывается пульс, и Бог говорит тебе:
– Ты не пришел в храм, но Я люблю тебя. Я хочу, чтобы ты пришел ко Мне, но Я хочу, чтобы ты этого захотел!
Я хочу, чтобы ты пришел по своей свободной воле.
Мне очень нравится, когда молодые люди добровольно приходят на исповедь.
Я спрашиваю:
– Кто привел тебя – твоя мать, твой отец?
– Никто! Я сам.
Есть дети, которые приходят на исповедь, в тайне от родителей, дома, об этом, никто не знает, они идут в храм добровольно.
Родители, такого ребенка, возможно думают, что он занят чем-то дурным, раз его нет дома и мать постоянно донимает его своими нравоучениями, а он хочет быть ближе к Богу, хочет – и приходит.
Это имеет очень большое значение.
Ведь, есть дети, которых приводят насильно, заставляют, но Бог не хочет этого, потому что, принуждение является откровенным адом.
Если я силой поставлю тебя в рай, то ты будешь чувствовать себя там, как в аду.
Поэтому, Христос сказал:
– Я хочу, чтобы вы любили Меня, но Я хочу, чтобы это был ваш свободный выбор, чтобы вы полюбили Меня по своей свободной воле!
Как часто у нас не хватает веры, в Божий Промысел и мы думаем, что можем и должны, что-то решить, исправить, переделать…
Тогда мы впадаем в истерику и говорим:
«Если я срочно не сделаю, что-нибудь, то он погибнет!
Если я не буду кричать на своего ребенка, то он вырастет пропащим!
Если я не буду устраивать скандалы своей жене или своему мужу, ничего не изменится».
Мы наивно полагаем, что имеем великую силу, чтобы влиять на людей вокруг нас, что можем, что-то сказать и этим изменить, своего ребенка или близкого человека.
Нет!
Не ты изменяешь своего ребенка!
Бог делает это!
Божий Промысел изменит твоего ребенка.
Где сейчас твой ребенок?
Где сейчас твой муж, твой знакомый?
Мы не знаем, что они делают, но Господь рядом с ними.
Нельзя по телефону преследовать, дорогого тебе человека, задавая ему каждые 10 минут вопрос:
«Где ты, что ты делаешь?», «Ты знаешь, который час?», «Когда же ты вернешься домой?»
Нельзя всё время чувствовать эту ужасную неуверенность в другом, думать, что, может быть, всё уже изменилось, может быть, он не любит меня…
Надо довериться Богу и сказать от всего сердца:
«Боже мой, передаю в Твои руки человека, которого люблю!»
И поверить, что Господь позаботится о нем и успокоиться. И тогда увидишь, что Бог не оставит его.
Я расскажу вам о мужественном и неожиданном поступке старца Порфирия.
Как-то, к нему на исповедь пришел мужчина. Он исповедал все свои грехи, кроме одного, который был самым серьезным, в его жизни.
Он был женат, но изменял своей жене с любовницей.
Все они жили в Афинах и у этого мужчины были взрослые дети-студенты, которые учились там же, в Афинах.
Об этом он старцу не сказал.
Когда исповедь была окончена, старец Порфирий спросил:
– Это всё? Закончил ли ты исповедь?
Мужчина ответил:
– Да. Закончил.
Старец прочитал над ним разрешительную молитву. Мужчина был готов уйти, открыл дверь, но старец Порфирий сказал ему:
– Подожди. Я хочу тебе сказать кое-что.
Мужчина повернулся к нему, а сам про себя подумал:
«Ну вот, а еще говорят, что он святой и всё видит. Ни о чем он не догадался, не знает, что я скрыл от него».
А старец, глядя ему в глаза, произнес:
– Разреши мне дать тебе совет. Женщину, с которой ты изменяешь своей жене, не привози больше в тот отель, в Афинах, где всегда с ней бываешь.
Кто-то из твоих сыновей, студентов, может тебя увидеть и очень сильно огорчится, и обидится на тебя.
Если же страсть твоя, так сильна, что не можешь остановиться, уезжай подальше, чтобы тебя никто не видел.
Мужчина потерял дар речи от удивления.
Он был поражен, что старец знал о его грехе, но не говорил о нем с гневом, а проявил уважение к нему.
Насильно даже исповедь не может произойти.
Заставить человека исповедаться нельзя – если он сам не хочет этого. Сам должен этого хотеть и сам об этом сказать.
А старец, не только не ругал его, но и подсказал, как удобнее грешить, напомнил, что надо быть осторожным, чтобы сохранить хорошие отношения с детьми.
Вы можете себе это представить?
Почему старец Порфирий это сделал?
Неужели, чтобы Господь оставил этого человека?
Нет.
Но нужно быть святым, чтобы, кому-то, такое сказать. Старец знал, что будет дальше.
Он сказал ему:
– Я дал тебе совет. Но это не всё. Я буду усердно молиться за тебя Богу и Он не оставит тебя.
Прошло время и этот человек действительно изменил свою жизнь. Тогда он приехал к старцу и, стоя на коленях, с плачем исповедал этот грех.
А потом сказал старцу Порфирию:
– Батюшка, ты меня тронул, тем, что не стал меня ругать, не стал пугать меня.
Во мне всё перевернулось.
Я вдруг понял, что, поскольку, ты не принуждаешь меня, я должен сам себя заставить измениться.
Ты сумел, не осуждая меня, помочь мне.
Как прекрасно, исправлять кого-то, никогда с ним не ссорясь!
Как хорошо, когда человек, по твоим глазам, понимает, что ты хочешь ему сказать, когда чувствует твою любовь и отвечает тем же.
И куда бы он ни шел, он всегда вернется, потому что, благость, твоей души, обязательно позовет его обратно.
Так сделал и старец Порфирий.
Тот человек изменил свою жизнь без давления.
Как это прекрасно и правильно! Чтобы никто нас не заставлял силой что-то делать. Чтобы мы могли чувствовать себя в Церкви свободно и подвизаться – как говорят святые – любочестием, с радостью говоря:
«Разве я могу быть таким неблагодарным, по отношению к Господу, Который всё видит, всё знает, Который меня не наказывает, а дает мне годы жизни, дает мне всё новые, удобные случаи, проявить свою любовь, постоянно дает возможности стать лучше?
Нет, я ни за что не буду таким!»
Наш Бог – добрый и милосердный, Он ни какое-то страшилище, которое вечно принуждает нас.
Так давайте воспитывать и своих детей без психологического давления, давайте не будем пугать их.
Тот, строгий, ужасный бог, который ругает нас, который кажется чудовищем, – это не наш Бог!
(Окончание следует.)
Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
15 октября 2013 г.
Комментарии 5
«Боже мой, передаю в Твои руки человека, которого люблю!»
И поверить, что Господь позаботится о нем и успокоиться. И тогда увидишь, что Бог не оставит его.