(Просто чУдное и дивное наставление и благословение, почитайте друзья !)
– Матушка, как научиться молиться? Сколько ни пробую – ни с места!
– Не ленись, замечай свою никчемность, упрекай себя, а иначе, кто тебя попрекнет? – улыбалась матушка, – никто тебя, как ты сама себя не знает.
Это и есть делание духовное.
И птицу, как известно, можно выучить – и будет целый день повторять святые слова.
Но духовной жизнью это, отнюдь, не называется.
Постоянное себя рассмотрение, за собой слежение – самоукорение и не лицемерное покаяние на каждом шагу.
Не для того, чтобы, до уныния себя довести, а чтобы реально убедиться в своей никчемности.
Тогда и молитва сама собой пойдет, потому что ее источник – скромное, о себе, мнение, добытое опытом.
Тогда живая молитва зажурчит – живой ручеек. А без сердца, без сокрушения – все мертво.
Молитва, без покаяния, для Бога – копейка, а со смирением – золотой.
Все хотят молиться исключительно Иисусовой молитвой. И когда бесы их пыл охладят (так как для этой молитвы – требуется не ложное смирение) – вообще бросают молиться.
Но не доставим такого удовольствия дьяволу.
Как Преподобный Амвросий говорит:
«Какие дрова: березовые, осиновые, дубовые – не важно, лишь бы печка грела.
Каким видом молитвы пользоваться, все равно, лишь бы душа – горела к Богу».
Бывает такое состояние, оно тоже для нашей пользы, когда душа – каменная земля, никакой влаги, никакого умиления – окамененное нечувствие – это и от грехов нераскаянных и от бесов может быть.
Тогда молись, хоть как-нибудь. Когда человек изнемогает от безчувствия, или от вражеских помыслов, но все-таки принуждает себя к молитве – его молитва мученическая.
Но, такое безчувствие, у нас, конечно, от нераскаянности.
Один человек не приступал к молитве, прежде чем не приводил себе на память многие свои грехи и исповеданные, в том числе.
И, когда на самом деле приходил в сознание того, что он – первый грешник, тогда со страхом и трепетом, и сокрушением сердечным начинал молиться.
Но никакого уныния быть не должно!
Трезвенная память: мы – сор, выметенный с Неба. Но желаем вернуть себе утраченное звание – детей Божиих.
Святые не оскорблялись, когда их всячески уничижали, потому что они унижали сами себя значительно больше.
Считали: по достоинству!
Пришли к одному подвижнику с обвинениями: мы все про тебя знаем:
ты – вор!
Конечно, – ответил тот.
Ты – блудник, – не унимались они.
Он и на это был согласен. И на все последующее молчал.
Под конец старец услышал:
«Ты – еретик!»
Тогда он поднял голову и твердо сказал:
«Нет, я – не еретик».
Тогда они спросили:
«Почему же ты не возражал раньше?»
«Потому что все, в чем вы меня обвиняли, – имеет прямое ко мне отношение: не делом, так словом или помыслом.
Но еретиком я, слава Богу, – не был. Христа никогда не предавал».
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50,19).
Бог не оставит, Своей благодатью – кающееся сердце.
А ведь, что у нас?
Я – не хуже других! - и всё...
А в переводе звучит: я гораздо лучше других!
С этим чувством и на исповедь идут и от нее отходят.
А что это значит?
Я еще не положила начала покаянию! – вот, что это на самом деле значит.
Я – величайшая из нераскаянных грешниц.
Ты положи основание молитве – не ложное покаяние. За это всю жизнь нужно биться.
До смерти.
Найдем возможность смирить себя: скажем себе – да я за целый день вовсе о Тебе Боже – не вспомнила, все христиане имеют единственную цель – сблизиться с Тобой.
Кто же я есть?
Христова только по имени.
Вот, если эту кору, эту скалу, гордостную, самолюбия и прекрасного, о себе мнения, пробьем, если каплю горя в сердце ощутим, тогда хоть минуту, да помолимся.
У святых в сердце бил источник смирения – поэтому молитва шла – непрерывающимся потоком.
Пока мы идем вместо дороги смирения – путем самоутверждения – откуда взяться молитве?
Этот разговор помог матушкиной знакомой выйти из состояния окамененного нечувствия.
Матушка была для нас великим утешением, даром Божией Милости – нашему убожеству, который мы полностью не заслужили.
Рядом с ней мы увидели себя полумертвыми, лишенными горения, ревности по Богу – не положившими и начала покаянию...
Людьми, которые не приобщились к духовной жизни, так как не начинали нудить себя – ко смирению.
Мы старались делать какие-то «добрые дела», не замечая, что надмеваемся своим куцым деланием и, таким образом, превращаем их в прах.
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе, –
Высший подвиг в терпенье,
Любви и мольбе...
(Алексей Хомяков)
МОЛЯСЬ, ОБРАЩАЙСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЦАРИЦЕ НЕБЕСНОЙ.
– Матушка, как ни стараюсь – страшное рассеяние на молитве, устаю от помыслов.
– А ты вот так:
Воспеваю Благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати, – и делай земной поклон.
– Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей (поклон).
Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи (да, не прерывай поклона, пока не доведешь до ума и сердца, - что произносишь).
Связана пленницами грехопадений, – мольбами Твоми разреши, Богоневесто (поклон).
Она дочитала известную молитву до конца.
Казалось, я эти слова слышу в первый раз в жизни.
Матушка обращалась, ко своей Всесильной Заступнице, как дитя к матери, – никогда еще при мне никто так проникновенно не молился.
– Эту молитву надо знать наизусть, – помолчав, добавила матушка, – кто, как Она, заступит нас в скорби, в гонении... на мытарствах.
О ВНИМАНИИ СЕРДЕЧНОМ ПРИ МОЛИТВЕ И ЧЕМ ОНО ДОСТИГАЕТСЯ.
– Каких только мыслей бесовских не наслушаешься на молитве. Как с вражескими помыслами бороться?!
– Вот читаешь молитву, поймал себя на помысле – возвращайся к началу, так святые отцы учат.
И так, хоть сто раз – пока единожды прочтешь со вниманием.
Дьявол убедится, что ты за количеством не гонишься и твердо на своем стоишь – желая добиться внимания сердечного, призывая на помощь Ангела-Хранителя и любимых угодников, и отбежит прочь.
Проси святых:
«Вы-то, как по-настоящему молились – не откажите, дайте каплю вашего покаяния, вашего понимания своей никчемности перед Владыкой».
Один отец говорил:
«Надо молиться так, чтобы святые отложили свои дела, желая послушать, что ты им хочешь сказать».
А вообще, если от сердца и в простоте просить (а что такое простота?! – это знание: я – ничто!) – тогда никто не помешает и Бог легко услышит.
В революцию, в голодные годы, отец, одного семейства, уехал менять вещи на хлеб из Москвы на Украину.
Шло время – никаких вестей.
В воскресенье семья пошла в Данилов монастырь.
После Литургии ищут – не найдут младшего. А он приник к мощам благоверного Князя Даниила и что-то шепчет.
Мать ему:
«Мы уходим».
Он серьезно отвечает:
«Не мешайте мне разговаривать с Князем Даниилом», – и продолжает шептать, уткнувшись лобиком в край раки.
Через неделю вернулся отец.
Рассказал, что долго ничего не мог обменять, а потом в один день всего навезли. Это был день, в который его пятилетний сын разговаривал с любимым святым.
Так и ты молись – с простотой и верой несомненной – как дети у любимых матери и отца просят.
Ребенок ведь знает, что во всем необходимом мама, конечно, не откажет.
И повторила еще раз:
«Проще, как можно проще молись...»
О СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ.
Однажды, матушка вспоминала о том, как молилась матушка Любовь.
«Ищу, ищу ее, наконец, найду в пустом храме или в другом укромном месте – перед иконами.
Она молится так, что страшно на нее смотреть: лицо полыхает, глаза не видят этого мира, будто без слов с Господом говорит – лицом к Лицу.
Порой лежит на полу, распростертая ниц, ручьи слез, если ее и позвать – не отзовется и не услышит – восхищена умом и душой к Господу.
Это высшая степень молитвы.
Редкие удостаиваются...»
Годы спустя прочла, у игумений Таисии (Леушинской), воспоминание о молитве, одной из монахинь ее монастыря, которое напомнило мне слова нашей матушки о молитве матушки Любови:
«Помню только, что я стала читать наизусть акафист Сладчайшему Иисусу, присутствие Которого я еще ощущала в своем сердце, ибо только в тот день приняла Святые Тайны.
Читаю икос, читаю другой, чувствую, что душа моя все больше и больше умиляется и согревается любовию ко Господу.
Помню, что мало-помалу вся я и душой, и телом, начинаю, как бы, трепетать, обливаясь слезами, силы физические изменяют мне и, чтобы не упасть, становлюсь на колени и повергаюсь ниц, перед святыми иконами, продолжая мысленно читать акафист; кажется, уже до половины прочитала я его, но затем ничего уже не помню.
Всё окружающее меня в келье, самый пол, на котором лежала ниц, все словно скрылось куда-то, а мне виделось все иное: словно вдали Престол Божий и Сам Иисус восседает на нём, вокруг Престола сонм стоящих, не знаю – людей ли или Ангелов, но все они поют дивно, дивно хорошо; я тут же позади всех стою и наслаждаюсь.
Больше я ничего не помню и сказать не могу.
Долго ли длилось это видение – я тоже не знаю; только потом сказывали мне мои келейные послушницы, что когда они пришли, в келью и увидели меня поникшею перед иконами, подумали сперва, что я молюсь, а затем, так как я долго не подымалась, - приняли меня за спящую, стали окликать меня, но безуспешно, – и оставили меня в покое.
Когда я пришла в себя, от чудного восхищения и видения, в келье опять не было никого, чему я была весьма рада.
Пол, на том месте, где лежала голова моя, был так обильно смочен слезами, как бы пролита была на него вода, – значит, телесные члены не были лишены жизни в то время, – глаза источали потоки слез, но я этого не чувствовала и не знала.
Да вернее сказать, я и совсем не знаю, что было со мною; но сладость, наполнившая мое сердце, в те святейшие минуты, долго оставалась в нем, как залог небесного посещения».
В начале Великого поста матушка посоветовала знакомой иметь текст Канона Андрея Критского, чтобы полноценно воспринимать службу.
В праздник Пресвятой Троицы одна жаловалась:
«Батюшка очень тихо читал Коленопреклоненные молитвы, так хочется все понять, ну, ничего не разобрала...»
«В таких случаях надо, хоть раз в году, их прочитывать, хотя бы знать, о чем в них идет речь!»
Помня наставления матушки, стараюсь прочитать, если не все, то основные молитвы из Троичной Минеи.
Как радостно стоять на службе, когда понимаешь, что читают и поют!
Мы старались с матушкой всегда прочесть, что-нибудь из святых отцов, посвященное празднику...
Советы и наставления матушки Надежды.
Из книги "ЗОЛОТОЙ СВЯТЫНИ СВЕТ.
Воспоминания матушки Надежды – последней монахини
Марфо-Мариинской Обители Милосердия
(Сост. Е.В. Неволина. 2004 г.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев