Еще в 19 веке главные опасности , для верующего человека , были те самые, которые сегодня приобрели вполне различимые черты.
А именно - буква и наслаждение.
«Ныне, при занятии религией, более ищут или холодного познания по букве, или обольстительного наслаждения.
То и другое принадлежит миру сему, а не Христу» - писал в одном из своих писем святитель Игнатий Брянчанинов.
И , не смотря на кажущуюся холодность познания веры по-букве, это явление вполне заслуживает наименования огня, как и горячность наслаждения.
Надо бы рассмотреть эти два огня поближе.
Наверное многие сегодня видят в нашей вере больше внешнего, чем внутреннего.
Это ведь куда проще. На поверхности всегда заметнее, чем в глубине.
Вот и получается, что за пять лет моего служения в кафедральном соборе среднего города, где на службах бывает до тысячи человек, почти никто не задавал мне вопросы о покаянии, о правильности молитвы, о исправлении помыслов и о многом другом, что можно назвать глубиной духовной жизни.
А ведь на исповеди регулярно бывали сотни людей.
Зато о внешнем вопросов было предостаточно. Купить, продать, исцелиться, помириться, избавиться от пьянства и так далее.
Излишне говорить, что внешнее зависит от внутреннего, но всем нужна «таблетка», съел и порядок.
Зачем менять привычный образ жизни.
Сила привычки весьма велика. Если кто и менял что-либо , в своей не легкой судьбине, то как правило, грубые телесные страсти, пьянство, блуд, распущенность, на страсти поменьше.
Дальше мало кто двигался.
Зато переход , от буквы к наслаждению , был прост и приятен.
Можно вполне соблюдать в вере все внешнее, посты, молитвы, службы, таинства и при этом наслаждаться собой, своей праведностью, своими добрыми делами, друг другом.
Получить удовольствие быстрое, без покаяния, без особого духовного труда над своей душой так соблазнительно, что со временем это становится потребностью, которая жжет изнутри.
Такой человек приятен для всех, пока кто-либо не указал ему на его страсти. Тогда берегись, вчерашний милый человек тут же готов ввергнуть тебя на дно ада, если ты вдруг оказался препятствием между ним и его страстишкой.
Огонь буквы и огонь наслаждения столь сильны и опасны, что избавить от них может только равный по силе огонь.
Огонь покаяния, молитвы, любви ко Христу.
Такой огонь, с которым жить на земле тесно, который достает до Неба.
А где его взять?
Ведь такого огня почти не бывает среди нас, мы не горим, а хорошо если тлеем.
Этот огонь есть, в Евангелии, в писаниях святых.
Вот вчера например читали апостольское послание:
«те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.»(Евр. 11,38.)
При этих словах на высохшую от страстей душу падают искры той любви к Богу, которую несли через всю свою жизнь праведники.
Как тут не воспламениться душой, когда рядом, так близко такой огонь. Только с таким истинным огнем веры можно пройти сквозь огонь страстей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев