Испорчен газовый счетчик, что делать?! И как не попасть на штрафы при проверке
Споры с организацией-поставщиком газа довольно нередки в юридической практике. Учитывая, что крупные организации-монополисты (каковыми, как правило, являются компании-поставщики газа) обладают, в отличие от рядовых граждан, с которыми происходят тяжбы, несравнимо большими ресурсами и возможностями для отстаивания своей (порой несправедливой и неправомерной) позиции. Поставщик газа, как правило, также оказывает услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, занимается транспортировкой газа, что также является отдельным специализированным видом деятельности. Наиболее распространенными спорами является неправомерное начисление задолженности за газоснабжение исходя из так называемых "нормативов потребления" (проще говоря не учитывая показания газового счетчика). Подобные перерасчеты нередки, но основания для них ограничены и строго регламентированы законом. Как правило такое происходит из-за наличия каких-либо нарушений со стороны потребителя газа.
Рассмотрим судебный конфликт с поставщиком газа в связи с нарушениями допущенными организацией-поставщиком при проведении проверки газового счетчика.
Технические требования к прибору учета природного газа обязывают при отработке цикла осуществлять его замену или проверку в порядке, установленном ГОСТ и другими нормами. Потребитель В. Степанова заключила договор со специальными службами "Сельгаз" о снятии счетчика и дальнейшей установке, а также с ФБУ "ЦСМ" о проверке счетчика. В ходе проверки счетчик был признан исправным. Степановой было выдано надлежащее свидетельство, счетчик был установлен. Затем Степанова обратилась к специализированной организации (поставщику газа) о повторной проверке (ревизии) счетчика, а также его опломбировании.
При проведении проверки представитель поставщика применила сверхмощный ванадиевый магнит, установив его на счетчике несмотря на то, что в паспорте счетчика указывалось о недопустимости использования магнитного поля при проверке работоспособности счетчиков данной модели. При надлежащей проверке проверяющий обязан составить Акт о проверке прибора учета газа, который подписывается и проверяющим и собственником проверяемого счетчика. Представитель поставщика, составляя Акт о Проверке счетчика, не указала о применении магнита, не говоря уже о его сертификате и характеристиках. Позже поставщик газа, ссылаясь на неисправность счетчика произвел перерасчет задолженности за газ, руководствуясь не показаниями счетчика, а нормативами потребления газа, что в разы превышает любые обычные нормы потребления.
В. Степанова, не согласившись с данным актом и произведенным поставщиком перерасчетом долга (попросту необоснованным многократным увеличением задолженности), обратилась к поставщику с претензией о признании акта проверки недействительным, учитывая, что после перерасчета ее задолженность, как указывалось, возросла. Поставщик газа оставил эту претензию без внимания и Степанова была вынуждена обратиться в суд с требованием признать начисление за газ на основании акта проверки счетчика незаконным и обязании поставщика произвести перерасчет суммы задолженности за весь период, исходя из потребления истцом газа, учитываемого газовым счетчиком.
Суды первой и апелляционной инстанций по формальным основаниям отказали в удовлетворении требований гражданина к поставщику газа. Однако, суд кассационной инстанции подробно изучив материалы дела пришел к выводу о явной неправоте организации-поставщика и злоупотреблении своим положением монополиста. Суд установил, что по заявке Степановой об опломбировании счетчика после проверки, представителем Поставщика в присутствии и с согласия отца Степановой В. проводилась проверка газового оборудования по итогам которой и был составлен акт инвентаризации газифицированного частного домовладения. Согласно указанному акту проверки счетчик является неисправным, при включении не ведет учет газа, в связи с чем заявителем нарушается пункт 2.3.8 Договора на поставку газа (неучтенное потребление газа). При составлении Акта присутствовал отец заявителя (Степановой при проверке дома не было), который отказался от подписания данного документа.
При разрешении подобной категории споров необходимо руководствоваться как общегражданским законодательством, так и специализированными правовыми актами в сфере газоснабжения (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549), чем зачастую, к несчастью, пренебрегают как юристы и адвокаты, так и судебные инстанции. Это дело ни стало исключением из подобной практики. Суды первой и апелляционной инстанции, подойдя формально к данной ситуации, исходил из выявленной при проверке поставщиком услуг неисправности прибора учета газа у Степановой, выразившейся в том, что счетчик газа не реагирует на учет газа, в связи с чем пришел к выводу о законности действий Поставщика по начислению оплаты газа по нормативам потребления в соответствии с Правилами поставки газа (неучтенное потребление газа). Суд также не усмотрел оснований обязать поставщика произвести перерасчет суммы задолженности за указанный период, исходя из потребления истцом газа по показаниям прибора. Однако, суды не учли, что применение при исследовании прибора учета газа магнита являлось недопустимым (о чем прямо указывалось в паспорте счетчика газа), вина истца в хищении газа не была установлена. И лишь суд кассационной инстанции, изучив всю вышеперечисленную документацию, а также письмо завода-изготовителя счетчика (где также было указано о недопустимости применения магнита при проверке счетчика) встал на сторону Степановой и вынес постановление о незаконности актов судов нижестоящих инстанций.
Оплата энергии (в данном случае газа) производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии (счетчика газа). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В Правилах поставки газа закреплено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. Также в Правилах установлено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при целостности пломбы, установленной на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю проверку, и пломбы, установленной поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу; при неистечении срока проведения очередной проверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, а также при исправности прибор учета газа. Все эти необходимые условия были соблюдены В. Степановой, как добросовестным потребителем.
На основании указанных Правил, в случае, если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
В ходе проверки газового счетчика Степановой был составлен незаконный Акт инвентаризации, где Поставщик сославшись на неисправность счетчика, установил данное основание для перерасчета платы за газ исходя из "нормативов потребления". Однако, счетчик прекратил свою нормальную работу из-за влияния сильного магнитного поля при проверке, что было недопустимо со стороны поставщика. Ни Правилами N 354, ни Правилами N 549, ни каким-либо другим законом не установлено положений о том, что потребитель может отвечать за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в рамках договора поставки газа при отсутствии своей вины. Отсутствуют и положения, согласно которым на абонента возлагались бы обязанности нести ответственность за действия третьих лиц (а именно нарушений порядка проведения проверки счетчика со стороны поставщика). Несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а именно нарушения пломб прибора учета газоснабжения не было; контрольная пломба поставщика не имела повреждений, при этом в акте проверки не отражено наличие признаков вмешательства в работу прибора учета потребления газа; измерительное и газопотребляющее оборудование на момент проверки соответствовало договору, состояние пломб не было нарушено; узел учета газа соответствовал требованиям национальных стандартов; по результатам визуального осмотра узла учета газа механических повреждений выявлено не было; заводская пломба счетчика признаков внешнего воздействия не имеет; какие-либо вмешательства извне либо изменения в конструкцию счетчика не производились.
На основании всех вышеперечисленных доказательств суд обязал поставщика осуществить перерасчет в соответствии с показаниями прибора учета. Таким образом, абонент доказал свою правоту и обязал Поставщика-монополиста перерассчитать несправедливо начисленную задолженность. Как уже отмечалось выше, подобные случаи не редкость в юридической практике и добросовестным потребителям необходимо знать и в судебном порядке отстаивать свои нарушенные права.
Нет комментариев