* Григорий Мясоедов «Самосжигатели» (1882, 1884)
У старообрядцев был действенный, хотя и несколько своеобразный способ избежать мучений со стороны церковных служителей — самосожжение. Среди раскольников в XVII веке оно достигло небывалого размаха.
Один из первых массовых случаев произошел в Пошехоновской волости Белосельского уезда, когда смерти себя предали почти две тысячи человек. На реке Березовке в Тобольском крае по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана сгорели около 1700 раскольников. По дошедшим до нашего времени сведениям, только за 1667–1700 годы такой мученической смерти предали себя почти девять тысяч человек.
Впрочем, случаи самосожжения часто были связаны и с убеждениями самих старообрядцев, которые верили, что таким образом они проходят новое крещение для достижения царства небесного.
Не сожженных сразу еретиков да раскольников бросали в тюрьмы при монастырях. Они были разной конструкции. Одни из самых популярных — земляные. Они представляли собой ямы, в которые опускались деревянные срубы. Наверху настилали кровлю с небольшой дыркой для передачи пищи. В таком заключении томился уже упомянутый протопоп Аввакум.
Во многих монастырях узников помещали в узкие каменные мешки, больше напоминавшие шкафы. Возводили их в несколько этажей внутри монастырских башен. Были они изолированными друг от друга, очень тесными и без окон и дверей.
Бесчеловечным содержанием узников славилась тюрьма Соловецкого монастыря. Каменные мешки там достигали 1,4 метра в длину и метра в ширину и высоту. Заключенные могли спать только в полусогнутом состоянии.
Чаще всего сидели в монастырских тюрьмах в ручных и ножных кандалах, прикованными к стене или к деревянной громадной колоде. На особо опасных для церкви узников надевали еще и «рогатки» — железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей. К нему перпендикулярно прикрепляли несколько длинных железных щитов. Конструкция не позволяла узнику лечь, и он вынужден был спать сидя.
Заключенных нередко пытали. Один из епископов так описывал «воспитательные» методы: «Казни сии были — колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая — вешать и головы рубить». В ходу было и поднятие на дыбу: жертвам этого метода «привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела».
Как правило, сажали в тюрьмы «безысходно», то есть навсегда, пока от мучений узника не избавляла смерть. К примеру, крестьянин Калужской губернии Степан Сергеев просидел 25 лет, а крестьянин Вятской губернии Семен Шубин — 43 года.
Церковь расправлялась со своими противниками руками светских властей. Священники требовали предать того или иного отступника пыткам и сожжению, а правители исполняли такие просьбы.
Сами мирские владыки тоже проявляли порой лютую ненависть к «неверным». Иван Грозный ненавидел евреев. При взятии русскими войсками Полоцка всех представителей этого народа в «воду пометали», щадили только тех, кто принимал православие. В Смоленске же иудеев сжигали.
Смертью грозил переход из православия в иудаизм. Таких случаев было немного. Но наказание сохранилось даже в XVIII веке. В 1738 году в Петербурге был сожжен морской офицер Александр Возницын вместе с евреем, склонившим его к иудейской вере.
Царь-реформатор Петр I, проявляя терпимость к католикам и лютеранам, жестоко преследовал раскольников. При нем нижегородский епископ Питирим сам пытал староверов и наказывал их вырезанием ноздрей. Насильно в православие он обратил почти 68 тысяч человек. Полторы тысячи были замучены до смерти.
Старался избавить русскую землю от этой «скверны» и еще один соратник царя — новгородский архиерей Иов. Проявлял он такое усердие, что управляющий Олонецкими заводами де Геннин просил Петра I освободить из заточения опытного мастера Семена Денисова и остановить преследования раскольников‑рабочих, чтобы на заводе было кому работать. Просьба осталась неуслышанной...
В борьбе за чистоту веры православные деятели не знали меры. Причем самым суровым гонениям подвергались не представители других религий или конфессий, а православные, но ушедшие в раскол.
И все же вряд ли православную «инквизицию» можно сравнить, например, с испанской, которая только с 1481 по 1498 год отправила на костер 9 тысяч еретиков. При этом три миллиона иноверцев — евреев и мавров‑мусульман — отправились в изгнание. А чего стоит смертный приговор всем (!) жителям Нидерландов.
За колдовство, по разным исследованиям, в Европе с XIV по XVIII век сожгли от 20 до 60 тысяч человек. В «охоте на ведьм» усердствовали как католики, так и протестанты. Последняя в Европе казнь за колдовство случилась в 1782 году, причем в протестантской просвещенной Швейцарии.
А последняя в мировой истории ведьма была сожжена в католической Мексике вообще в XIX веке, в 1860 году.
В России ведьм и колдуний оставили в покое гораздо раньше. Да и до этого мы не могли похвастаться «европейскими масштабами» в борьбе с ними.
Известной мученицей-раскольницей была боярыня Феодосия Морозова. Подруга первой супруги царя Алексея Михайловича, представительница знатнейшего рода, она превратила свой московский дом в центр старообрядчества.
Долгое время благодаря авторитету и связям ей удавалось избегать жерновов инквизиции. Но в одну из ночей архимандрит Чудова монастыря Иоаким ворвался в дом к боярыне со своими людьми и велел надеть на нее кандалы.
Морозову вместе с сестрой и подругой бросили в монастырскую тюрьму. Женщин уговаривали отказаться от старообрядчества, но они стойко держались своей веры.
Заступником влиятельной боярыни выступил даже патриарх Питирим. Но Иоаким был непреклонен. Староверок пытали плетьми и дыбой. В конце концов их приговорили к сожжению. Но на защиту знатных узниц поднялось московское боярство — и костер отменили. Однако спасти женщин все равно не смогли — всех трех уморили в тюрьме голодом.
Сподвижница протопопа Аввакума Феодосия Морозова (1632–1675) за приверженность к «старой вере» была лишена имения и заточена в монастырскую тюрьму.
Комментарии 298