#загадки_и_тайны
Оценивать деятельность Чингисхана очень трудно. Трудно потому, что любой политик сравнивается с кем-либо из современников или же с теми, кто действовал такими же методами. С Чингисханом есть одна серьёзная проблема – сравнивать его просто не с кем. Этот человек, всю свою сознательную жизнь стремившийся быть «как Искандер» (Александр Македонский), превзошел свой «идеал» во всех областях.
Чингисхан (или Темучин, как звучало его имя на его родном языке) не имел себе равных в качестве полководца. Менее, чем за 13 лет походов он сколотил империю, не уступающую империи Александра. Немного позднее его потомки сделают территорию Монгольской Империи в шесть раз больше того, что завоевал Великий Искандер. Чингисхан формально не потерпел ни одного поражения. Он провёл самое кровопролитное сражение за историю человечества – штурм Багдада. Чингисхан смог победить Хорезмское государство, которое было сильнее и больше его тогдашней Империи в несколько раз, практически без потерь.
Это великие достижения, но они ничто в сравнении с тем, чего достиг хан монголов в качестве «государственного человека». Историки, традиционно уделяют большее внимание военным достижениям Чингисхана, практически полностью игнорируя его государственные дела. И на это у них есть весьма резонный аргумент: Чингисхан никогда не правил Империей сам, за него это делали советники и чиновники.
Собственно, в этом и заключался его талант, как государственника: набирать правильных людей. Причём, Чингисхана мало интересовали политические взгляды будущих министров и наместников, главное, чтобы умел работать. А великолепно налаженная сеть агентов не давала чиновникам и шагу ступить в сторону от политики, задаваемой правителем. Не удивительно, что большинство гражданских правителей эпохи Чингисхана были кем угодно, только не монголами. Большинство из них были выходцы из Китая, однако, встречались и индусы, и корейцы, и даже арабы.
Не надо думать, что Монгольская Империя была тоталитарной диктатурой. Как это ни странно, но большинство решений принимались коллегиально, иногда даже в ущерб мнению военных. Да что там военных, иногда даже сам Чингисхан неоднократно был вынужден отменять свои решения. Естественно, открыто против него никто не выступал, но хан был неглупым человеком и перед серьёзными аргументами, соглашался с теми, кто предлагал более правильные решения, нежели он сам.
Сама же система государственного устройства Монгольской Империи напоминала то, что было сделано в Китае, да и вообще, монголы многое переняли у китайцев. Это была и система мер, и письменность и законодательство и много чего ещё.
Но существовала одна вещь, которую моголы не стали перенимать. Это была многовековая вражда китайских провинций и постоянная конкуренция между ними. По сути дела, один народ, собранный воедино более тысячи лет назад первым Императором, снова представлял собой несколько разрозненных государств, каждое со своими «тараканами в голове». Самым же удивительным было то, что у этих государств не было особых различий ни в языке, ни в культуре, ни в устройстве государства.
Вообще, если смотреть со стороны, то отличия были только в цветах флагов. Фактически же во главе каждого из таких княжеств, стояла та или иная династия. Цинь, Сун, Ляо, Мин, Да-Ся, Ту-Фан, Нанчжао – это только основные игроки на китайской арене.
А ведь у каждого из правителей были дети, а детей нужно было куда-то устраивать. Получалось иногда совсем плохо. Вот, например, был один правитель Ляо, и вот теперь их три, потому что после смерти старого осталось трое сыновей. И не важно, кто там старший, а кто нет. В итоге имеем маленькую гражданскую войнушку. Закончилась она быстро? Хорошо, враги, которые рядом (те же Цинь, к примеру) не успели собраться и «отхватить» кусочек Ляо. И подобный кавардак длился в Китае не одну сотню лет. Те же Ляо и Цинь провели только друг с другом более 10 войн. Цинь и Сун – более семи. Ну, и так далее.
А при этом не стоит и забывать, что с севера на Китай постоянно производились набеги диких (по мнению просвещённых китайцев, естественно) монголов, наянов, бурятов и много кого ещё. Империя Цинь имела наиболее протяженную границу с землями варваров. Именно её воины в 13 веке и были «щитом» китайской цивилизации. Подобное положение, хоть и было обременительно для Цинь, поскольку всегда приходилось содержать армию наготове и постоянно строить новые секции Великой Стены, но имело свои плюсы.
Комментарии 1 774
УР УС - великий учитель ,имя Христа или просто Светловолосый , а
РУССКИЙ - маленький владыка ,имя Ивана Дурака , МОНГОЛ - сын Ивана Дурака ,
А вот, например, как именовали знаменитого Чингизхана в русских и
европейских хрониках: "Под именем Чиркама (в латинском тексте
- Cliyrcam...) ... скрывается Чингизхан, называемый в русских летописях
Чаногизом и Чигизаконом, а в других европейских источниках выступающий под
именами
Gurgatan, Cecarcarus, Zingiton, Ingischam, Tharsis, DAVID, PRESBYTER
IOHANNES и т.д." [517],
с.185.
Это - комментарии к "Анналам
Бертонского Монастыря", Annales de Burton, якобы конца XIII века.
Таким образом, западные европейцы называли Чингиз-Хана именем Гургатан,
Gurgatan, то есть ГЕОРГИЙ, ГЮРГИЙ. А также ЦЕЗАРЬ-КИР, Cecarcarus. А также
ФАРСИС, Tharsis. То есть, по-видимому, ПЕРСЕЙ или ПЕРС, то есть П-РУС или Белый
Рус. А также именем ДАВИД. А также ИОАННОМ. А также ПРЕСВИТЕРОМ ИОАННОМ.