Значительное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Египтяне верили, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании со стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается к умершему отцу: "Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, к этому теплому хлебу, которые я тебе принес".
В отличие от других народов, у древних египтян не было культа предков: они не поклонялись умершим родственникам, а по-родственному заботились о них. Важнейшим условием для хорошей жизни в ином мире было сохранение тела умершего. Надо отметить, что в этом есть некое сходство с православными традициями, согласно которым, тело должно быть предано земле и ни в коем случае не уничтожено. Православная церковь выступает против кремации.
Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса. По верованиям древних египтян, человек кроме тела - Сах, обладал еще душой - Ба, жизненной силой - Ка, духом - Ах, тенью - Шуит и именем - Рен. Так, в одном из повествований древнеегипетской литературы, человек, разочаровавшийся в жизни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом, не желающим отправляться в царство мертвых.
Для того, чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется "Сехет иару", что значит - "поле камыша", и жил там в безмятежности, его родственники должны были совершать определенные обряды. Стены египетских гробниц покрывали росписями: умершего изображали в повседневной жизни, на рыбалке, в кругу семьи и т.д. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире в реальность.
Чудесное "поле камыша" давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали "ушебти" – статуэтки, над которыми произносили заклинание: "Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, - "Вот мы!", - скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего".
На рисунке показано, как Сет убивает змея-демона Апопа. (Изображение из "Книги мёртвых")
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев