Александр Иванович Толстой родился в семье генерала Ивана Матвеевича Толстого (1746—1808), мать которого была дочерью графа А. И. Остермана — дипломата, сподвижника Петра Великого. Дед по отцовской линии — генерал-аншеф М. А. Толстой, по материнской линии — генерал-поручик И. А. Бибиков. Екатерина II дозволила молодому Толстому в 1796 году принять титул, фамилию и герб рода графов Остерманов от его бездетных двоюродных дедов — Фёдора и Ивана Остермана.
Действительную армейскую службу А.И. Толстой начал в 1788 г. в русско-турецкую войну 1787-1791 гг.. Участвовал в сражении при реке Салче, в атаке Измаила, во взятии Бендер — в 1789 г.; в штурме Килийских ворот и во взятии Измаила — в 1790 г. В разгроме турецкой армии у Мачина — в июне 1791 г.
В феврале 1798 г. Александр Иванович, приняв к тому времени графский титул и фамилию Остерманов, произведен в генерал-майоры и назначен шефом Шлиссельбургского мушкетерского полка, но неожиданно для всех через 2 месяца отстраняется от военной службы и в чине действительного статского советника «определяется к статским делам». В эти годы, в правление Павла I. подверглись опале и были заключены в крепость полковник А.П. Ермолов, атаман М.И. Платов, уволен из армии полковник Н.Н. Раевский и другие. Лишь после вступления на престол Александра I он смог вернуться в армию.
По инициативе Англии в 1804 г. была создана антифранцузская коалиция, в которую вошли Россия, Швеция, Австрия. Союзники начали войну в 1805 г.. Остерман-Толстой принял участие во всех боевых операциях. Как известно, кампания 1805 г. окончилась бесславно: после разгрома под Аустерлицем антифранцузская коалиция распалась. Россия, продолжавшая находиться в состоянии войны с Францией, к осени 1806 г. возобновила военные действия в союзе с Англией, Пруссией и Швецией.
В декабре русские и французы встретились у реки Нарев (приток Вислы). Главнокомандующим русской армии был тогда фельдмаршал М.Ф. Каменский, а авангард возглавил генерал-лейтенант А.И. Остерман-Толстой. Эти дни стали началом его боевой славы. 11 декабря 1806 г., находясь во главе передового отряда, Александр Иванович отличился в бою у местечка Чарново, где он пятнадцать часов сдерживал многочисленные французские войска, которыми командовал сам Наполеон.
В последовавшем через два дня сражении при Пултуске Остерман-Толстой возглавлял войска левого фланга и сам их водил в атаку, проявляя незаурядную стойкость и бесстрашие. Эти победы русских войск лишили Наполеона возможности обойти русские войска и заставить их капитулировать.
В начале 1807 г. русское командование приняло решение дать бой французам в районе города Прейсиш-Эйлау для того, чтобы защитить важные стратегические пункты на побережье Балтийского моря — города Кенигсберг и Пилау. Кровопролитное сражение произошло 26-27 января. Остерман-Толстой командовал левым флангом и принял на себя основной удар противника. Несколько раз Александр Иванович лично водил солдат Павловского полка в штыковые атаки.
В районе Гутштадта весной 1807 г. развернулись военные действия против корпуса маршала Нея, который стремился отрезать русских от Кенигсберга. Здесь 24 мая авангард Багратиона, куда входила и дивизия Остермана-Толстого, принял удар превосходящего в числе неприятеля. В этом бою отважный генерал был ранен в ногу пулей навылет. Однако, это не помешало ему участвовать 1 июня в последнем сражении 1807 г. — под Фридландом. К ордену Георгия IV степени, полученному Остерманом за взятие Измаила, прибавились еще три награды за кампанию 1806-1807 гг.: Георгий III-й степени, Анна I-й степени и Прусский Черный Орел.
В октябре 1810 года Остерман, измученный раной, добился отставки с правом ношения мундира, но сразу же вернулся в строй с началом Отечественной войны 1812 года.
Как только началась Отечественная война 1812 года, Остерман-Толстой подал прошение о своем зачислении в армию. 1 июля он получил в командование 4-й пехотный корпус, входящий в состав 1-й Западной армии М.Б. Барклая-де-Толли. Первое серьезное сражение русские войска дали 13 июля под деревней Островно, защищая подходы к Витебску. Корпус Остермана в буквальном смысле слова стоял насмерть. Несколько часов кавалерийские части неприятеля безуспешно атаковали его пехотные каре. Сражение при Островне и продолжавшиеся бои под Витебском задержали неприятеля на несколько дней и нанесли ему значительный урон.
В день знаменитой Бородинской битвы 26 августа корпус Остермана-Толстого стоял на самом ответственном участке между батареей Раевского и Багратионовыми флешами, где решалась судьба сражения. Сильно контуженный в самом разгаре боя, Александр Иванович должен был покинуть поле битвы, но через несколько дней он снова вернулся в строй.
На военном совете в Филях, состоявшемся 1 сентября, А.И. Остерман-Толстой вместе с Барклаем-де-Толли, Раевским, Дохтуровым и Толем высказался за оставление Москвы без боя. Во время отхода русских войск корпус Остермана с успехом выполнял ответственную задачу охраны и прикрытия армии. Войска остановились у села Тарутина в 80 км от Москвы и 6 октября дали здесь бой авангарду Мюрата. Соединения Остермана-Толстого участвовали и в этом сражении. Получив донесения о поражении Мюрата у Тарутина, Наполеон принял решение покинуть Москву.
Корпус Остермана входил в авангард генерала М. А. Милорадовича и был в первых рядах, преследующих противника. Во время отступления французов части Александра Ивановича участвовали еще в двух крупных баталиях 1812 г.: при штурме города Вязьмы и в битве под Красным (западнее Смоленска). По свидетельству Кутузова, отряд Остермана захватил в плен у Красного 2400 человек.
Конец Отечественной войны застал Остермана-Толстого в Вильно, куда главная армия во главе с Кутузовым вошла 10 декабря. К этому времени здоровье Александра Ивановича значительно ухудшилось. Дали себя знать контузия, полученная в Бородинском сражении, и ранение под Красным. Врачи настаивали на госпитализации и рекомендовали подумать об отставке. Толком не долечившись, Остерман, узнав о смерти Кутузова, покинул госпиталь и 9 мая 1813 г. принял участие в сражении под Бауценом. Здесь, находясь в стрелковой цепи, он был снова ранен, на этот раз в плечо, но, наскоро перевязав рану, продолжал руководить войсками до тех пор, пока его, полумертвого от потери крови, не вынесли с поля боя.
К вечеру 9 мая, избежав окружения, русско-прусские войска отошли к Силезии. Силы обеих сторон были истощены. Наполеон согласился на предложение Александра I и Фридриха Вильгельма заключить перемирие.
К коалиционным войскам присоединилась Австрия. Через два месяца военные действия возобновились. К этому времени союзники отошли в Богемию. Французские войска пытались их преследовать, но были остановлены у Кульма.
Передовой отряд Остермана противостоял 45-тысячному корпусу генерала Вандама, вдвое превосходившему силы русских войск. Соединения союзников могли оказаться запертыми в узких горных теснинах. В этом опасном положении Александр Иванович решил действовать самостоятельно. Сражение началось 17 августа 1813 г. яростной атакой неприятеля на правый фланг русских. Остерман умело использовал силы своего гвардейского отряда, которому нужно было продержаться весь день до прихода союзных войск. Благодаря полководческому дарованию Остермана-Толстого перевес обозначился на его стороне. В разгар битвы Александр Иванович был тяжело ранен в руку. И.И. Лажечников приводит воспоминания адъютантов Остермана-Толстого: «Раненого (рука держалась еще на плечевом суставе; надо было отделить ее) отнесли с места сражения на более безопасное; приехал король прусский и, увидав его окровавленного, в бесчувственном положении, заплакал над ним.
Тем временем, командование принял генерал Ермолов и с успехом завершил битву. Среди пленных был сам Вандам и еще четыре генерала. Поражение французов под Кульмом свело на нет все успехи Наполеона 1813 г .
Подвиг Остермана-Толстого при Кульме был отмечен орденом св. Георгия II-й степени. Кроме этого, в 1812-1813 гг. Александр Иванович получил орден св. Александра Невского (за Бородино), алмазные знаки к этому ордену (за Бауцен), орден св. Владимира I-й степени, орден Прусского Красного Орла и Большой прусский Железный крест. Последняя награда за всю свою историю вручалась только семь раз. Среди кавалеров не было даже Веллингтона, но был один русский генерал — граф А.И. Остерман-Толстой
Александр Иванович вернулся в Петербург в начале 1814 г. Почти сразу же он был назначен генерал-адьютантом Александра I и в этом качестве находился до самой смерти императора. В конце 1815 г. он стал шефом лейб-гвардии Павловского полка. Это назначение явилось знаком особого уважения к заслугам Остермана-Толстого перед Родиной и армией. Обычно над лейб-гвардейскими полками шефствовали только члены царской фамилии. Александр Иванович в августе 1817 г. получает чин генерала от инфантерии, но его здоровье было настолько подорвано, что он в этом же году освобождается от командования корпусом и увольняется в бессрочный отпуск.
В начале 1820-х гг. Остерман-Толстой жил в Петербурге в своем доме на Английской набережной. В феврале 1822 г. он поселил у себя своего дальнего родственника Федора Ивановича Тютчева, семья которого была давно дружна с Остерманами.
В Петербург он приехал устраиваться на службу в Коллегию иностранных дел. Остерман-Толстой нашел ему место сверхштатного чиновника русской миссии в Мюнхене. Вскоре оба оказались в Москве, и уже оттуда в далекое путешествие Тютчев отправился, как он сам выразился в одном из своих писем, «вооружившись уцелевшею Остермановою рукою». Более трех недель они ехали вместе в карете графа. Есть свидетельства, что именно Тютчев познакомил А.И. Остермана-Толстого с некой итальянкой. От нее граф имел детей, которых в законном браке у него не было.
Д.И. Завалишин, дальний родственник Остермана-Толстого, был дружен с племянниками графа — Александром и Валерианом Михайловичами Голицыными. Все трое были участниками декабрьского восстания 1825 г.. Сам Остерман-Толстой знал или подозревал о брожении умов в Петербурге. Завалишин вспоминал, что в конце ноября или в первых числах декабря 1825 г. граф вызвал его к себе (дело происходило в Москве) и сказал, что не хочет, чтобы он сейчас ехал в столицу.
Но Завалишин не воспользовался советом и 25 декабря вышел вместе с остальными на Сенатскую площадь. Неизвестно, как поступил бы сам Остерман-Толстой; в то время его не было в столице — как генерал-адъютант, он сопровождал тело Александра I из Таганрога в С.-Петербург.
Однако в связи с декабрьскими событиями фамилия графа все же упоминается. Дело в том, что во время разгона часть восставших бежала по Галерной улице, а некоторые, например, Д. Завалишин, Н. Бестужев и В. Кюхельбекер, укрылись в доме Остермана-Толстого, расположенном на Английской набережной, но имеющем вход и с Галерной. «Остерман был очень огорчен участью, постигшею его племянников и меня, — вспоминал Завалишин. — Для старшего племянника, Александра Голицына, он испросил прощения, но для Валериана не смог того добиться».
21-летнего В. М. Голицына приговорили к ссылке в Сибирь и лишили княжеского титула, и планы Остермана-Толстого по отношению к племяннику рушились. Именно это, скорее всего, послужило причиной обиды Остермана-Толстого на нового императора Николая I.
Остерман-Толстой уехал за границу в 1826 г. В России он появлялся лишь изредка и ненадолго. Насколько он боготворил Александра I, настолько он не терпел Николая I. В 1828 г. граф Александр Иванович ездил представиться императору Николаю Павловичу, чтобы предложить свои услуги на время Турецкой кампании; его предложение не было принято и его отстранили от службы с разрешением ехать за границу. В 1831 во время военных действий в Египте состоял при Ибрагиме-паше. Вступил в конфликт с императором Николаем I и в 1834 покинул Россию.
Со смертью А.И. Остермана-Толстого вновь мог прерваться род Остерманов. З наменитую фамилию должен был принять племянник графа — декабрист Валериан Михайлович Голицын, но он и его дети были восстановлены в правах только в 1856 г.; спустя год умирает сам Остерман-Толстой, так и не успев реализовать задуманное. Только в 1863 г. право наследования фамилии, титула и поместья Остерманов «по высочайшему утверждению» получил сын В.М. Голицына — Мстислав, который стал именоваться «князь Голицын граф Остерман».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2